Важнейшей экологической проблемой морей является загрязнение. Под загрязнением понимают введение человеком вредных веществ в морскую среду, влекущее такие воздействия, как ущерб живым ресурсам, опасность для здоровья людей, помехи морской деятельности, включая рыболовство, ухудшение качества морской воды. Существуют различные виды загрязнений – химическое, физическое, механическое, биологическое. Около 70% загрязнений морской среды дают наземные источники. Среди них, прежде всего - промышленность, строительство, коммунальное и сельское хозяйство, индустрия отдыха.
Наиболее опасны загрязнения:
нефтью,
нефтепродуктами,
радиоактивными веществами,
отходами, промышленными и бытовыми сточными водами,
выбросами химических удобрений (пестицидов).
Нефть является самым стойким загрязнителем морских вод. Она представляет одну из главных опасностей для здоровья человека. Ежегодно в моря поступает от 6 до 10 миллионов тонн нефти. Известно, что 1 тонна нефти, растекаясь, образует на поверхности пятно в 12 квадратных километров. Экологические последствия нефтяного загрязнения следующие[3]:
нарушается обмен в системе «океан – атмосфера»
нарушается процесс фотосинтеза
гибель в первую очередь икры, мальков, молоди рыб
появление уродливых, нежизнеспособных особей
изменяется структура сообществ, уменьшается разнообразие видов организмов
гибель водоплавающих птиц
накопление вредных веществ по цепям питания, отравление человека
По подсчетам в Мировой океан ежегодно попадает 6-15 млн. т нефти и нефтепродуктов. Здесь прежде всего необходимо отметить потери, связанные с ее транспортировкой танкерами. После разгрузки нефти, чтобы придать танкеру необходимую устойчивость, его танки заполняют балластной водой, слив балластной воды с остатками нефти до последнего времени осуществлялся чаще всего в открытое море. Лишь немногие танкеры обладают резервуарами, специально предназначенными для балластной воды, которые никогда не заполняются нефтью.
Значительные количества нефти попадают в море после промывки цистерн и нефтеналивных сосудов. Подсчитано, что в море попадает около 1 % нефти и нефтепродуктов от всего перевозимого груза. Например, нефтеналивное судно водоизмещением около 30 000 т сбрасывает в море около 300 т мазута при каждом рейсе. При перевозке 500 млн. т нефти в год, потери мазута составляют около 5 млн. т в год, или 13700 т в сутки.
Огромное количество нефтепродуктов попадает в Мировой океан при их использовании. Только дизельные двигатели судов выбрасывают в море до 2 млн. т тяжелых нефтепродуктов (смазочные масла, несгоревшее топливо).
Велики потери при морском бурении, сборе нефти в местные резервуары и перекачке по магистральным нефтепроводам. Здесь теряется до 0,25 % от всего количества добываемой нефти.
По мере роста морской добычи нефти количество перевозок ее танкерами резко возрастает, а, следовательно, возрастает и количество аварийных случаев. В последний годы увеличилось количество крупных танкеров, перевозящих нефть. На долю супертанкеров приходится более половины всего объема перевозимой нефти. Такой гигант даже после включения экстренного торможения проходит больше 1 мили (1852 м) до полной остановки. Естественно, что опасность катастрофических столкновений у таких танкеров возрастает в несколько раз.
Читайте также:
Основные нефтегазодобывающие провинции и перспективы их развития
Нефтегазовый потенциал российских акваторий. Площадь континентального шельфа нашей страны составляет 6,2 млн км2 (4,2 млн км2 в пределах исключительной экономической зоны), что соответствует 21% площади шельфа Мирового океана. Не менее 4 млн км2 перспективны на нефть и газ (рисунок 5) - такая площа ...
Население
По состоянию на 1 июля 2007, население Австралии составило 20 001 546 человек. Большинство населения Австралии — потомки иммигрантов XIX и XX веков, при этом большинство этих иммигрантов прибыли из Великобритании и Ирландии. Заселение Австралии выходцами с Британских островов началось в 1788, когда ...
Организация Объединенных Наций
(ООН)
Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и меж ...