Трудовые ресурсы, рынок труда.

География » Северо-Запад России в мировой экономике » Трудовые ресурсы, рынок труда.

Страница 1

Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости трудоспособного населения в России, особенно в крупных городах. Это обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют предпосылки для развития малого бизнеса, для его развития используются специальные программы. Занятость населения в личных и домашних подсобных хозяйствах низкая и обладает низкой трудовой мобильностью, а значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица приобрела повсеместный характер.

Экономический потенциал района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицированным рабочим классом, научным и техническим персоналом, создающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства.

В условиях кризиса Северо-Западный экономический район сохраняет значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.

Северо-Западный район обладает развитой транспортной сетью. Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов - г.Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через неё с Западной Европой и российским Калининградом.

Приморское положение Ленинградской области, при всех её выгодах, имеет недостаток, связанный с отсутствием морских портов, предназначенных для вывоза нефти, нефтепродуктов, а также дополнительного объёма универсальных. грузов. На очереди строительство нефтяного терминала в г. Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном побережье Финского залива, универсального порта в Усть-Лужской губе на побережье Финского залива.

Доля сельского хозяйства составляет только 10% от совокупного валового продукта района. Это один из самых низких показателей среди экономических районов РФ. Сельское хозяйство имеет комплексное пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направление (в Псковской и Новгородской областях). Основная его роль - обеспечение внутренних потребностей района. Отрасль переживает острый кризис, что связано с неудовлетворительным материально-техническим обеспечением АПК, усугубляемым демографическим кризисом (большой естественной убылью и отрицательной миграцией сельского населения).

СЗФО разделен на одиннадцать субъектов Федерации и распадается как минимум на четыре типа территорий, требующих особого управляющего отношения и взаимодополняющей "сборки". Каждый их них основан на разных типах освоения и имеет свои инфраструктурные особенности, специфическую систему расселения и размещения производств.

К первому типу территорий можно отнести Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области. Природные условия жизни людей являются наиболее благоприятными на всем Северо-Западе. Одновременно, именно эти земли не отличаются богатством природных ресурсов. Но в то же время именно в этих субъектах Федерации достигается наибольшая плотность экономической активности населения. В них находится большая часть центров обрабатывающей промышленности. Численность населения на этих территориях в последние годы не уменьшается. В целом они могут быть охарактеризованы как "индустриальные территории в пределах основной полосы расселения" на Северо-Западе России. Проблемой для этого типа территорий является то обстоятельство, что установка на преимущественную реализацию сырьевых проектов оставляет их на периферии основных финансовых потоков.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Географическое расположение и климатические особенности реки Амур
Амур начинается со слияния Шилки и Аргуни и делится на Верхний Амур (до устья Зеи), Средний (до впадения Уссури) и Нижний (до Амурского лимана). В верховьях это типично горная река, от устья Зеи до Малого Хингана, она вновь превращается в горный поток. Выйдя из гор, река блуждает по широкой долине, ...

Территориальная структура хозяйства
Для территориальной структуры хозяйства характерно сочетание двух совершенно различных частей. Тихоокеанский пояс является социально-экономическим ядром страны ("лицевая часть"). Здесь находятся главные промышленные районы, порты, транспортные магистрали и развито сельское хозяйство. Пери ...

Трубопроводный транспорт
Большое развитие получил трубопроводный транспорт. По территории Северо-Западного района проложены нефтепроводы: Ярославль - Кириши и Ярославль – Торжок - Великие Луки и далее на Беларусь; магистральный нефтепродуктопровод Кириши-Санкт-Петербург. Два магистральных газопровода Белоусово - Санкт-Пете ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru