Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости трудоспособного населения в России, особенно в крупных городах. Это обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют предпосылки для развития малого бизнеса, для его развития используются специальные программы. Занятость населения в личных и домашних подсобных хозяйствах низкая и обладает низкой трудовой мобильностью, а значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица приобрела повсеместный характер.
Экономический потенциал района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицированным рабочим классом, научным и техническим персоналом, создающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства.
В условиях кризиса Северо-Западный экономический район сохраняет значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.
Северо-Западный район обладает развитой транспортной сетью. Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов - г.Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через неё с Западной Европой и российским Калининградом.
Приморское положение Ленинградской области, при всех её выгодах, имеет недостаток, связанный с отсутствием морских портов, предназначенных для вывоза нефти, нефтепродуктов, а также дополнительного объёма универсальных. грузов. На очереди строительство нефтяного терминала в г. Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном побережье Финского залива, универсального порта в Усть-Лужской губе на побережье Финского залива.
Доля сельского хозяйства составляет только 10% от совокупного валового продукта района. Это один из самых низких показателей среди экономических районов РФ. Сельское хозяйство имеет комплексное пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направление (в Псковской и Новгородской областях). Основная его роль - обеспечение внутренних потребностей района. Отрасль переживает острый кризис, что связано с неудовлетворительным материально-техническим обеспечением АПК, усугубляемым демографическим кризисом (большой естественной убылью и отрицательной миграцией сельского населения).
СЗФО разделен на одиннадцать субъектов Федерации и распадается как минимум на четыре типа территорий, требующих особого управляющего отношения и взаимодополняющей "сборки". Каждый их них основан на разных типах освоения и имеет свои инфраструктурные особенности, специфическую систему расселения и размещения производств.
К первому типу территорий можно отнести Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области. Природные условия жизни людей являются наиболее благоприятными на всем Северо-Западе. Одновременно, именно эти земли не отличаются богатством природных ресурсов. Но в то же время именно в этих субъектах Федерации достигается наибольшая плотность экономической активности населения. В них находится большая часть центров обрабатывающей промышленности. Численность населения на этих территориях в последние годы не уменьшается. В целом они могут быть охарактеризованы как "индустриальные территории в пределах основной полосы расселения" на Северо-Западе России. Проблемой для этого типа территорий является то обстоятельство, что установка на преимущественную реализацию сырьевых проектов оставляет их на периферии основных финансовых потоков.
Читайте также:
Историческая справка
Многоликость современной Канады – следствие не только ее географического многообразия, но и результат сложного исторического пути, который прошла страна с 16 по 20 века. Нельзя согласиться со знаменитой фразой бывшего премьер-министра Канады Маккензи Кинга: «У нас слишком много географии и слишком ...
Экономическая геграфия
Билет № 1 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы. 2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части. 3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя). 1. Политическая карта мира — географическа ...
Общая характеристика степной зоны
Степная зона является одним из основных биомов суши. Под влиянием, прежде всего, климатических факторов складывались зональные особенности биомов. Для зоны степей характерен жаркий и засушливый климат в течение большей части года, а весной имеется достаточное количество влаги, поэтому для степей ха ...