Культура

Страница 1

Система образования и наука.

Всеобщее начальное обучение было введено в Азербайджане в 1928. В том же году был осуществлен переход с арабской системы письменности на латинскую, а в 1939 – на кириллицу. Число грамотных среди взрослого населения до 1917 составляло ок. 10%, в 1939 – 82,8%, а в 1959 достигло 97%. В 1959 было введено обязательное восьмилетнее образование, а в 1966 – всеобщее среднее образование. В настоящее время в средних общеобразовательных школах обучается ок. 1,9 млн. школьников.

В Азербайджане действуют ок. 50 высших учебных заведений, в которых получают образование примерно 100 тыс. студентов. Крупнейшие вузы страны – Азербайджанский государственный университет им. Расулзаде (основан в 1919, ок. 11 тыс. студентов), Институт нефти и химии (основан в 1920, ок. 15 тыс. студентов), Азербайджанский технический университет, Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы им. М.В.Ахундова, Азербайджанский государственный институт иностранных языков, Азербайджанский медицинский университет им. Н.Нариманова, Консерватория им. У.Гаджибекова, Государственный сельскохозяйственный институт в Гяндже и др. В последние годы появилось несколько частных (первый из них – Хазарский университет, основан в 1991, обучение ведется на английском языке) и международных вузов. Среди последних выделяется Западный университет (основан в 1991, насчитывает ок. 1000 студентов). В Кавказском университете обучение ведется на турецком языке. Имеются также филиалы Дагестанского и Днепропетровского университетов. Большинство вузов находится в Баку.

Основные научные исследования проводятся в институтах Академии наук Азербайджана, созданной в 1945 (в Институте философии и права, Институте истории, языка и литературы им. Г.Низами, Институте экономики, а также в институтах естественного и технического профиля). Крупнейшая библиотека Азербайджана – Государственная библиотека им. М.Ахундова, крупнейшее хранилище документов – Национальный архив.

Литература и искусство.

Такие древние эпосы, как Китаби Деде Коркуд (Книга моего деда Коркуда, 11 в.), а также поэзия более позднего периода (Гянджеви Низами, ок. 1141–1209; Мухаммеда Физули, 1494–1556) являются частью совместного с анатолийскими турками литературного наследия. Отличительной чертой азербайджанской литературы является устная поэзия ашугов (народных певцов-поэтов), традиции которой сохранились до настоящего времени.

Письменная азербайджанская литература возникла после окончательного включения страны в состав России в начале 19 в. Ее основоположник Мирза Фатали Ахундов (1812–1878) является также родоначальником азербайджанской драмы, которая получила дальнейшее развитие в произведениях Наджаф-бека Везирова (1854–1926) и Абдуррагима Ахвердова (1870–1933). Первую азербайджанскую газету «Экинчи» («Пахарь») в 1875 начал выпускать Гасанбек Зардаби (1837–1907).

После закрытия в 1877 российскими властями газеты «Экинчи» выходили малотиражные журналы «Зия» («Заря», 1879–1881), «Зия и Кавкасия» («Заря Кавказа», 1881–1884) и литературный журнал «Кешкюль» (1884–1891). С закрытием «Кешкюля», вплоть до революционных событий 1905 в России, прекратился выпуск изданий на азербайджанском языке. Последовавшее ослабление государственного контроля сделало Баку ведущим центром мусульманской журналистики в Российской империи. Между 1905 и 1917 в разное время выходило ок. 60 газет и других периодических изданий (газеты «Хаят» – «Жизнь» и «Иршад» – «Путеводитель», литературный журнал «Фуюзат» – «Благо» и популярный сатирический журнал «Молла Насреддин» и др.).

Надежды периода национального подъема нашли свое воплощение в поэзии Алекпера Сабира (1862–1911). Среди видных литераторов этого периода – Джалил Мамедкулизаде (1866–1932), драматург Гусейн Джавид (1884–1941), поэт Мухаммед Хади (1879–1920). Литературное возрождение, начавшееся после 1905, выдвинуло задачу дальнейшего очищения языка, на этот раз от османского влияния. Это движение возникло одновременно с пантюркизмом, проповедовавшим объединение всех тюркских народов. Трибуном пантюркизма был Алибек Гусейнзаде (1864–1940).

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Понятие о содержании географического образования
Содержание школьной географии (географического образования) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т.д.), интеллектуальных и практических умений и навыков, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучени ...

Современное оледенение на территории России
Современное оледенение на территории России является остатком (реликтом) более обширного раннечетвертичного оледенения. Различают два класса ледников: материковые (ледниковые щиты) и горные. Основная масса ледников России сосредоточена на арктических островах и в горных районах. Самые большие по пл ...

Определения понятий
демогеография распределение население Коэффициент естественного прироста населения - показатели, дающие обобщенную количественную оценку интенсивности процесса замещения поколений. Коэффициент рождаемости - показывает число рождений за год на 1000 человек. Коэффициент смертности – показывает число ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru