Развитие мегаполиса: проблемы и возможности

География » Города-мегаполисы и их развитие » Развитие мегаполиса: проблемы и возможности

Страница 2

Москва на грани техногенной и цивилизационной катастрофы

Все эти соображения я привёл для того, чтобы лучше понять, что происходит в Москве. Однако обратимся непосредственно к ситуации в нашем городе. Это ситуация такова, что Москва уже вступила в фазу системного кризиса, который в ближайшей перспективе может привести к полномасштабной техногенной и социальной катастрофе.

Парадокс состоит в том, что мало кто сможет ответить на, казалось бы, простой вопрос: что понадобится столице в ближайшие 20-25 лет? Какой, к примеру, должна стать её социальная и производственная инфраструктура, каким должен стать исторический облик города, сможет ли столица стать центром европейского и мирового экономического и политического влияния в развивающемся геополитическом пространстве.

К сожалению, необходимо признать, что такое видение у городских властей отсутствует напрочь. Лишь в июне прошлого года Мэр столицы Юрий Лужков подписал распоряжение о разработке Стратегии развития Москвы до 2030 года, осуществление которой поручено в спешке созданному Комитету по реформированию городского хозяйства города Москвы. Это говорит о том, что до сих пор никакой стратегии не было.

В результате развитие города на протяжении последних 15-ти лет носило хаотический и спонтанный характер. Власти города очень гордятся тем, что лицо Москвы преобразилось практически до неузнаваемости. Однако в том, что эти преобразования пошли на пользу городу, возникает всё больше сомнений. Ведь основными мотивами, которые двигали сросшийся в единый организм чиновничий корпус и стройкомплекс столицы, была максимизация прибыли. Причём большая часть жилья вместо инструмента решения жилищных проблем москвичей превратилась в инструмент наживы, в финансовую пирамиду, на которой наживаются спекулянты. Новые квартиры ввиду недоступных для рядовых горожан цен либо остаются незаселёнными, либо заселяются приезжими, что вызывает массовое социальное недовольство. Однако любое свободное пространство, да и несвободное пространство оказалось пущено под застройку, без всякого представления об её полезности.

Первой жертвой такой политики стал историко-культурный облик столицы. В результате варварского освоения застройщиками центра города под предлогом реконструкции были фактически уничтожены тысячи уникальных памятников истории и архитектуры. На их месте появились либо муляжи, используемые в коммерческих целях, либо новые постройки, даже внешне не имеющие ничего общего с оригиналом. Нет смысла приводить примеры - они собраны в книге "Москва, которой нет", с которой вы можете ознакомиться.

Другая проблема, которую породила бездумная застройка с подземным строительством - ущерб для инженерной инфраструктуры и несоответствие между инфраструктурой и уровнем застройки. Провалы грунта, аварии систем коммуникаций стали повсеместным явлением. Развитие города не обеспечено энергетически, в результате чего постоянно возникают перебои с электроснабжением и настоящие блэкауты.

Так называемая уплотняющая, или "точечная" застройка разрушает экологический баланс и социальную среду, к которой привыкли москвичи, делает город не только некомфортным, но зачастую невозможным для проживания. Ради новых жилых, офисных и торгово-развлекательных сооружений вырубаются парки, застраиваются зоны отдыха москвичей, что пагубно сказывается на их здоровье и психологическом состоянии.

Наконец, именно застройка является причиной надвигающегося транспортного коллапса. По признанию начальника управления градостроительных программ правительства Москвы Алексея Шепеля, "при заключении большинства инвестконтрактов вопросы транспортной доступности не обсуждались". Иными словами, застройщики даже не задумываются о том, как люди будут пользоваться результатами их деятельности. В результате очень скоро москвичи окажутся заперты, не имея возможности ни использовать личный автотранспорт, ни пересесть на общественный, так как ситуация в московском метро в часы пик уже близка к катастрофической.

В сложившихся условиях реализация дальнейших планов властей по застройке города, особенно в сфере высотного строительства (т. н. программа "Новое кольцо Москвы") может сделать столицу России городом, непригодным для проживания и вызвать серию техногенных катастроф с многочисленными человеческими жертвами. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо остановиться и одуматься. Необходимо провести ревизию всей градостроительной политики. И начать с правильного стратегического планирования развития города. Только при обеспечении тесной взаимосвязи градостроительной, экономической и научно-технической политики возможно выработать и успешно реализовать эффективную стратегию развития столичного мегаполиса, отвечающую современным запросам и требованиям динамичного и стабильного развития крупного города.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Потенциальные источники пресной воды
Вода – единственное вещество, которое в природе присутствует в жидком, твердом и газообразном состояниях. Значение жидкой воды существенно меняется в зависимости от местонахождения и возможностей применения. Пресная вода шире используется, чем соленая. Свыше 97% всей воды сосредоточено в океанах и ...

Страны Африки
Площадь Африки, вместе с относящимися к ней островами, среди которых крупнейший – Мадагаскар, – 30,3 млн. км2. Африка – второй по величине из континентов мира, уступающий лишь Азии. Берега Африканского континента в целом изрезаны слабо, и удобных для укрытия судов бухт здесь мало. Это обстоятельств ...

Болота Приамурья
Болота занимают большие площади на террасах Амура и других рек. Располагаются болта на наиболее пойменных участках местности, лишенных стока, на водонепроницаемых глинах. В таких условиях в Приамурье образуются преимущественно травяные и мохово-травяные болота. Самые распространенные растения болот ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru