Отраслевая структура мирового хозяйства

География » Основы экономической географии » Отраслевая структура мирового хозяйства

Страница 2

В структуре мировой промышленности под влиянием научно-технической революции происходит постепенное возрастание доли обрабатывающих (дают 9/10 всей промышленности) и изменение доли добывающих отраслей, что связано с уменьшением емкости производства, ростом доли синтетического сырья. Но общемировые тенденции и показатели скрывают значительные различия между экономически развитыми и развивающимися странами.

Микроотраслевая структура отражает сдвиги, происходящие в отдельных видах производства, прежде всего промышленного. На первый план все больше выходят новейшие наукоемкие виды машиностроения и химической промышленности — также как производство электронно-вычислительной техники, средств автомобилизации, аэрокосмической, лазерной техники, оборудования для атомной энергетики и т.д.

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетические кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Вес это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции.

НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором во всем мире занято 1,5 млрд. человек. Промышленность — главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и т.д. Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений.

В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают ныне около 9/10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли - машиностроительной, химической промышленности, электроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышленности до немногим более 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энерго- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим.

Сложные процессы происходят и в составе отдельных отраслей промышленности. Некоторые отрасли вообще «уходят со сцены» (например, паровозостроение), другие - их гораздо больше - возникают заново, определяя постоянное «дробление» структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. С другой стороны, для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного и других.

Изменения в отраслевой структуре сельского хозяйства происходят медленнее. Тем не менее, по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих экономически развитых странах дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. А в растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.

НТР внесла большие изменения и в «разделение труда» между отдельными видами транспорта. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически почти не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния.

В структуре мирового материального производства также наметилась тенденция к диверсификации отраслевой структуры, а также к образованию межотраслевых комплексов.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Организация Североатлантического договора (НАТО)
Организация Североатлантического договора (НАТО) включает в настоящее время 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НА ...

Регулирование стока
Территориальная неравномерность, большая внутригодовая и многолетняя изменчивость речного стока затрудняют обеспечение населения и экономики России необходимым количеством воды. Эта проблема решается за счет регулирования стока рек водохранилищами. Причем наиболее эффективное и многоцелевое использ ...

Кинематограф
Его развитие началось с выпуска кинохроники в 1912. С 1915 киностудия «Киларни филм» стала регулярно снимать художественные ленты. После появления звукового кино картины (в основном мелодрамы, исторические эпопеи и комедии) снимались на английском языке и африкаанс. Некоторые кинофильмы 1960–1980-х ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru