Общая экономическая характеристика Северо-Западного региона

География » Северо-Западная климатическая зона » Общая экономическая характеристика Северо-Западного региона

Страница 3

Транспортную инфраструктуру Северо-Запада можно оценить двояко. С одной стороны, с точки зрения обеспечения внешних связей с другими регионами страны, а отчасти и внешнеэкономических связей, а также сообщения между крупными индустриальными центрами Северо-Запада, транспортные магистрали достаточно развиты, хотя и уступают по качеству западным образцам. От Санкт-Петербурга по 11 направлениям расходятся лучи железных дорог, электрифицированных на расстоянии до 100–150 км, а наиболее современная из них магистраль на Москву – на всем протяжении. Также радиальный вид имеет система автодорог. Для приведения к западноевропейским стандартам требуется их реконструкция, сооружение автобанов, скоростных железнодорожных магистралей. Конкретный проект строительства новой скоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург долгое время обсуждался в печати, но пока не принят к реализации и по экологическим, и по финансовым соображениям.

Сложнее проблема внутриобластного сообщения. Сеть автодорог с твердым покрытием недостаточно густа. Это делает большинство небольших городских поселений и сел слабо доступными в транспортном отношении, что затрудняет их экономическое развитие.

Еще один аспект развития транспорта связан с необходимостью расширения мощностей портов на Балтийском море. Принято решение о сооружении новых портов в Усть-Луге и Приморске. Одновременно требуется создание необходимых подъездных путей к будущим новым портам. Строительство требует многомиллиардных ассигнований и требует достаточно длительных сроков. Поэтому пока остается весьма актуальным вопрос о наиболее выгодных условиях транспортировки российских грузов через порты стран Прибалтики и Финляндии, а также о возможностях более эффективного использования свободных на 2/3 мощностей калининградских портов.

Инвестиции – ключевой вопрос экономического развития всего народного хозяйства страны, всех ее регионов. Северо-Запад в силу структуры его хозяйства в 1990-е годы был менее привлекательным районом для инвестиций, как отечественных, так и иностранных, по сравнению с Москвой или сырьевыми регионами страны. Размеры инвестиций в расчете на душу населения везде на Северо-Западе ниже среднероссийского уровня. Относительно велика доля Санкт-Петербурга только в объеме иностранных инвестиций (которые составляют лишь незначительную часть общих капиталовложений в народное хозяйство). Тем не менее, они означают возможности технического и технологического переоснащения предприятий Санкт-Петербурга, сумевших привлечь западных инвесторов. Это создает предпосылки реструктуризации экономики, необходимой в связи с происшедшими в 1990-е годы изменениями.

Санкт-Петербург с его мощным социально-экономическим потенциалом и возможностями развития внешнеэкономической деятельности должен быть одним из полюсов роста российской экономики. Государственная поддержка его развития позволила бы быстрее привести в действие скрытый пока потенциал развития. В это развитие постепенно могут быть вовлечены и другие части Северо-Запада, а некоторые из них сами изыскивают возможности опережающего роста. Такую политику осуществляет Новгород, создающий благоприятные условия деятельности иностранных инвесторов.

Важную роль в развитии внешнеэкономических связей уже играет и может еще больше играть приграничное сотрудничество. Традиционные связи имеют Санкт-Петербург и Ленинградская область (в особенности такие города, как Выборг, Приозерск) с прилегающими районами Финляндии.

В советский период практически единое целое составляли российский Ивангород и эстонская Нарва, раньше разделенные только рекой, а теперь еще и государственной границей. Утерянные к настоящему времени связи могут быть восстановлены и усилены благодаря теоретически возможной кооперации эстонских предприятий с предприятиями Ленинградской области и Санкт-Петербурга, проведению совместных научных исследований, реализации образовательных программ. Возможности расширения связей имеются также в районе российско-эстонской и российско-латвийской границы вблизи Пскова. Совместные рыбохозяйственные, транспортные и экологические проекты актуальны между Россией и Эстонией на Чудском и Псковском озерах, в прибрежных акваториях Финского залива (совместно также с Финляндией).

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Паликир. Микронезия
Паликир, столица Федеральных Штатов Микронезии, расположен на острове Понпеи в долине Паликир между двумя вулканами. Остров, вероятно, был заселен еще в начале XII века, однако точное время основания Паликира неизвестно. До конца второй мировой войны здесь проживало незначительное количество понпей ...

Угольная промышленность Казахстана
По запасам углей Казахстан входит в десятку стран-лидеров, уступая лишь Китаю, США, России, Австралии, Индии, ЮАР и Украине и содержит в недрах 4% от общемирового объема запасов. Государственным балансом учтены запасы по 49 месторождениям, они составляют 33,6 млрд. тонн, в том числе каменных – 21,5 ...

Канберра. Аавстралия
Канберра - столица Австралии - является одним из первых примеров современно спланированного города. Город является самостоятельной административной единицей. Население составляет около 310 тысяч жителей. В 1824 году на месте Канберры впервые поселились европейцы, численность которых, однако, остава ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru