Водные ресурсы Республики Беларусь представлены совокупностью рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод Беларуси оцениваются в 58 км3 в год, по этому показателю она занимает восьмое место среди стран СНГ (1,2% общего стока). Большая часть речного стока формируется в пределах Беларуси, приток воды с соседних государств (России и Украины) равен 21,6 км3, или 36%. Таким образом, местные ресурсы речных вод составляют 36,4 км3 в год. В многоводные годы суммарный речной сток может достигать 96 км3 в год, снижаясь в маловодные до 36 км3 в год. Местный сток изменяется в соответствии с водностью года от 61 до 24 км3 в год. Удельная обеспеченность стоком речных вод в Беларуси несколько выше, чем в среднем по странам СНГ, и составляет 279,4 тыс. м3 в год на 1 км2 [6].
Беларуси характерна довольно значительная дифференциация водообеспеченности, которая усугубляется неравномерным размещением населения и производства. Реки страны принадлежат к бассейнам двух морей — Черного и Балтийского, соответственно 56 % и 44 % площади водосбора, и относится к средней по водообеспеченности зоне. Из общего числа рек и ручьев (20,8 тыс.) суммарной протяженностью 90,6 тыс. км абсолютное большинство водотоков относится к малым равнинным рекам. Статус достаточно крупных рек, длина которых более 500 км, имеют только семь рек — Западная Двина, Неман, Вилия (бассейн Балтийского моря), Днепр, Березина, Сож и Припять (бассейн Черного моря). Основная часть местного стока образуется в бассейнах Днепра с Березиной и Сожем (11,6 км3 в год) и Немана с Вилией (9,26 км3 в год). Значительно меньше приходится на бассейны Западной Двины (7,01 км3 в год) и Припяти (6,97 км3 в год). Транзитные воды поступают в Беларусь большей частью по Западной Двине (7,29 км3 в год) и Припяти (5,74 км3 в год), остальные транзитные воды (7,67 км3 в год) распределяются примерно равными долями по Днепру и Сожу (табл. 1.1.). Таким образом, наиболее развитые в хозяйственном отношении и густонаселенные центральные регионы страны (Минская обл. и г. Минск) располагают гораздо меньшими ресурсами поверхностных вод по сравнению с периферийными регионами, которые обладают и транзитным стоком. На 1км2 приходится в среднем 0,44 км протяженности рек (средняя густота речной сети). Однако этот показатель ежегодно снижается в результате спрямления и канализования русел рек, особенно в Полесской низменности, исчезновения малых рек и ручьев вследствие изменения общего гидрологического режима из-за непродуманной мелиорации переувлажненных земель, вырубки лесов и глобального изменения климата [7].
Таблица 1.1. Наиболее крупные реки Беларуси
Название реки |
Длина, км |
Площадь водосбора, тыс.км | ||
общая |
в пределах республики |
общая |
в пределах республики | |
Днепр |
2145 |
690 |
504 |
117,75 |
Западная Двина |
1020 |
328 |
87,9 |
33,1 |
Неман |
937 |
459 |
98,2 |
34,61 |
Западный Буг |
831 |
169 |
73,47 |
10,36 |
Припять |
761 |
495 |
121 |
51,37 |
Сож |
648 |
493 |
42,14 |
21,7 |
Березина |
613 |
613 |
24,5 |
24,5 |
Вилия |
510 |
276 |
25,1 |
10,92 |
Птич |
421 |
421 |
9,47 |
9,47 |
Щара |
325 |
325 |
6,73 |
6,73 |
Свислочь |
297 |
297 |
5,16 |
5,16 |
Читайте также:
Турцентры
Наибольшей популярностью за рубежом пользуется Великая китайская стена. Она протянулась от заставы Цзяюйгуань (пров. Ганьсу) на западе до заставы Шаньхайгуань (пров. Хэбэй) на востоке и имеет в длину 12,7 тысячи ли (6350 км.). Если соединить в одну линию все участки Великой стены, существовавшие в ...
Сельское хозяйство
Является современным высокоразвитым сектором экономики ЮАР. Доля аграрного сектора в ВВП – 3,4% (2005). Сельское хозяйство в полном объеме обеспечивает население основными продуктами питания. Обрабатываются 12,08% земель (2001). Выращивают авокадо, арахис, бобовые, кукурузу, манго, подсолнечник, пш ...
Внешнеторговые перевозки
Приморско - приграничное положение Северо-Западного экономического района обусловливает широкие транспортно-экономические связи России с государствами дальнего зарубежья и Балтии через морские торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк) и сухопутные пересадочные пункты на границ ...