Краткая экономико-географическая характеристика Азиатского региона

География » Изучение особенностей политической, социальной и экономической структуры регионов » Краткая экономико-географическая характеристика Азиатского региона

Страница 4

-КНР стала мировым лидером в производстве хлопчатобумажных тканей, телевизоров, стиральных машин, резко усилила автомобилестроение. В 1980 г. на весь Пекин было 60 частных автомобилей, ныне в КНР выпускается более 1 млн. машин отечественных и западных моделей в год; машиностроение заняло 1 -е место в экспорте страны – его доля достигает 1/3;

-большое внимание уделялось развитию ВПК, занятость только в заводском ВПК составила 5 млн. чел., а закупки армией военной техники оцениваются в 80 млрд. юаней (при любых соотношениях «юань доллар» – это десятки миллиардов долл.);

- Китай стал ядерной и космической державой;

- доля КНР в мировом ВВП достигла 10%;

- ныне все делается для технологического броска в начале XXI в. – на гражданские НИОКР тратится больше 60 млрд. долл. в год (это -три бюджета России);

-важнейшим транслятором технических инноваций стали «свободные экономические зоны» на побережье КНР и особо «зоны технико-экономического освоения»;

-большую добавку финансового и научно-технического потенциала КНР получила с переходом в ее состав Гонконга.

Но проблемы остаются – в хозяйстве работает 520 млн. чел., а доля занятых в сфере услуг всего 26%.

Промышленный потенциал Индии уступает японскому или китайскому примерно в 10 раз. Доли индустрии и сельского хозяйства в ВВП одинаковы (по 30%), а по занятости сельское хозяйство и сейчас доминирует (70%). Темпы роста промышленности в 1950–1991 гг. были высокими – 5,6% в год, в целом сохранившись на этом уровне до конца1990-х гг.

Особенно это характерно для базовых отраслей, прежде всего энергетики. Однако она не стала эффективной. С помощью СССР и ФРГ были созданы гиганты черной металлургии и по выплавке стали страна вышла на 8-е место в мире (22 млн. т). Сейчас строятся преимущественно мини-заводы. Промышленное и жилищное строительство стимулировало развитие цементной промышленности.

Группа первых четырех новых индустриальных, а сегодня среднеразвитых восточноазиатских, стран выдвинулась благодаря высоким темпам экономического развития в 1960– 1980-х гг. – до 7–9% прироста ВВП в год. В итоге четыре «тигра» достигли огромных успехов в экономике, улучшили все социальные показатели. По структуре занятости они ближе к Европе или США, чем к Азии.

Древнюю историю имеет сельское хозяйство Азии. Сельское хозяйство – не только прошлое Азии, но и сегодняшний день, основа занятости для большей части населения. И это определяется «гигантами» – в Индии в нем занят 61% самодеятельного населения, в Индонезии – 53, в КНР –50%.

В Азии есть и огромные регионы с реальной доминацией аграрного сектора.

Растениеводство преобладает почти везде, лишь в Западной Азии и Тибете на главное место выходит животноводство. Во всех странах муссонного климата (Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия) до последних лет преобладал рис на поливных площадях, где собирают по два, а то и по три урожая в год. Второй продовольственной культурой остается пшеница, повышение ее сборов было достигнуто внедрением низкорослых высокопродуктивных сортов. И здесь доминирует Китай, где собирают 120 млн. т пшеницы, вдвое больше, чем в США. Огромных успехов достигла Саудовская Аравия, где еще в 1970 г. сбор составлял всего 3 тыс. т, а в 1990 г. уже 3 млн. т (с ориентацией на экспорт).

По общим сборам зерна доля Азии в мире превышает 40%, некоторые страны из импортеров зерна стали, пусть и в ограниченных масштабах, его экспортерами (Индия, Таиланд, Вьетнам, Пакистан, Мьянма, Китай).

Выделяется Азия и по производству ряда технических культур – хлопчатника, джута, сахарного тростника, масличных. Южная и Юго-Восточная Азия имеют крупные плантации гевеи. Таиланд, Индонезия и Малайзия – первые в мире по производству натурального каучука. КНР и Индия дают больше табачного листа, чем все другие страны, но они не стали крупными экспортерами табака или сигарет.

Ассамская долина на северо-востоке Индии знаменита своими чайными плантациями, во всей Азии чай – популярнейший напиток.

Разнообразие хозяйственных типов, мозаичность экономических укладов наложили отпечаток и на формирование транспортной системы. Огромная по протяженности железнодорожная сеть (около 210 тыс., км) не однородна по колее: на узкую и метровую колеи приходится без малого около 1/3 сети, 15% – на так называемую «капскую» колею (1,065 м), 20% – на широкую колею. Примерно половина сети железных дорог Индии и Пакистана, вся сеть Мьянмы, Таиланда, Камбоджи, Малайзии, Индонезии и Филиппин имеют среднюю (метровую и «капскую») или узкую колею.

В странах с густой сетью технический уровень железных дорог остается низким (Индия). Электрифицировано примерно 10% сети.

В автодорожной сети относительно велика доля дорог с твердым покрытием, но они значительно уступают дорогам западных стран по качеству покрытия, ширине проезжей части, техническому уровню искусственных сооружений, многополосных усовершенствованных автомагистралей почти нет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Рельеф
Рельеф области сформировался под влиянием горообразовательных процессов в Уральских горах (герцинская складчатость, около 250 млн. лет назад), а также морского и континентального осадконакопления на древнем кристаллическом фундаменте платформы. Большая (примерно 80% территории), западная часть обла ...

Проблема окружающей среды в районах черной металлургии
На нынешнем этапе развития народного хозяйства резко обострилась экологическая обстановка во многих районах России, что не может не учитываться в процессе размещения металлургических предприятий. Большое влияние на состояние окружающей среды оказывает металлургический комплекс. Металлургические пре ...

Виды отраслей специализации
Среди отраслей региона выделяют отрасли: -производственной инфраструктуры (строительство, транспорт и связь); -социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальное хозяйство, просвещение, здравоохранение, культура, спорт и т.д.); -рыночной инфраструктуры (торговля, банки, биржи, страховые компании и т.д ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru