Страны Африки

Страница 7

Из 40 тыс. км круглогодовых и сезонных внутренних водных путей в судоходстве используется около половины (больше всего в бассейнах Конго и Нила).

В нефтедобывающих и некоторых других странах создан трубопроводный транспорт. По грузообороту он уступает только железнодорожному.

Крупнейшие африканские аэропорты (Каир, Касабланка) используются для международного сообщения на самолетах иностранных компаний.

Одна из африканских стран – Либерия формально обладает самым большим морским торговым флотом в мире. Однако почти все суда, которые плавали и плавают под либерийским флагом, – собственность американских, греческих, английских и других иностранных, в том числе российских, компаний, считающих выгодным регистрировать свои суда в Либерии, где налоги на судовладельцев ниже, чем в других странах, где нет законодательства, твердо защищающего права моряков. За послевоенные годы отдельные африканские страны приступили к созданию своего национального флота. Расширяется портовое строительство, особенно в странах – экспортерах нефти, газа, руд, другого сырья. Египет владеет крупнейшим морским каналом мира – Суэцким, ставшим одним из главных источников развития страны, диверсификации ее экономики и роста авторитета. Грузооборот канала находится на уровне крупнейших портов мира.

Внешнеэкономические связи.

Огромную роль в экономическом развитии стран Африки играют внешнеэкономические связи. К ним относятся внешняя торговля, импорт капитала (а в отдельных случаях и экспорт его), международный туризм, операции по фрахту, экспорт рабочей силы (в отдельных странах и ее импорт), транспортные услуги и некоторые другие формы внешнеэкономических связей.

Важнейшее место занимает внешняя торговля. Доля экспорта в ВВП развивающихся стран Африки составляет около 1/5; во многих странах за границу вывозится более половины ВВП. В экспорте минеральное сырье составляет округленно 3/4 его стоимости, около 1/10 приходится на готовую продукцию и остальное – на сельскохозяйственную продукцию (преимущественно сырье). Монотоварность экспорта, несмотря на его постепенную диверсификацию, – все еще типичная черта многих стран континента. Основная часть импорта приходится на машины и оборудование (более 1/3), остальное – на топливо, промышленное сырье, полуфабрикаты и продовольствие, доля которого растет.

Основная часть внешней торговли падает на развитые страны, особенно западноевропейские, среди которых традиционные партнеры – бывшие метрополии. Внутриафриканская торговля между развивающимися странами континента очень невелика и составляет около 4% внешнеторгового оборота.

Экспорт капитала в страны Африки идет обычно через систему международных финансовых учреждений и транснациональных корпораций (ТНК), хотя имеют место и прямые, в том числе государственные, инвестиции капитала развитых стран, оказание экономической помощи. Отдельные страны Африки сами превратились в экспортеров капитала (нефтеэкспортеры). Либерия, торгуя своим флагом, косвенно участвует в операциях по фрахту и получает определенные валютные поступления. В целом же финансовая задолженность и, соответственно, зависимость африканских стран от высокоразвитых стран-доноров неуклонно растет, превращаясь в один из основных тормозов социально-экономического прогресса.

Африка – огромный резервуар экспорта рабочей силы: миллионы рабочих направляются в европейские страны, а также в нефтедобывающие государства Ближнего Востока. В результате страны Африки лишаются определенной части работоспособного населения (преимущественно молодых мужчин), нарушается демографический баланс в африканских государствах, происходит и потеря квалифицированных специалистов («утечка умов»). Однако экспорт рабочей силы имеет и положительные моменты: уменьшается «давление на землю» (особенно в густонаселенных странах и районах), денежные переводы эмигрантов на родину улучшают ее валютно-финансовое положение, внешний долг большинства африканских государств велик. Поэтому проблемы экспорта рабочей силы внутренне противоречивы.

Немалые доходы получают отдельные государства Африки за счет иностранного туризма и продажи лицензий на лов рыбы в прибрежной экономической зоне, на право регламентированной охоты в тропических районах. В этом – также элемент приходной части платежного баланса многих стран Африки (Кении, Уганды, Танзании, западноафриканских).

Вопросы для самопроверки:

1. Какую роль в развитии региона сыграло колониальное прошлое?

2. Какими особенностями характеризуется добывающая промышленность Африки?

3. В чем состоят территориальные различия развития сельского хозяйства?

Литература: 5,7,10, 15,20,25,28,30

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Читайте также:

Демографическая политика
Демографическая политика: эволюция, методы проведения, результаты. Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение всего периода своего существования и, особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны. Не ...

Лесная промышленность
Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. Федеральный округ занимает значительный удельный вес в общероссийской вывозке древесины, производстве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесноволокнистых плит. Лесная промышленност ...

Основные демографические показатели. Качество населения
По численности населения США занимают третье место в мире (302 млн. чел.). В течение только XX в. он возрос в 3,7 раза. (9) За последние три года численность населения США выросла на 5,5 миллионов (см. Рис. 2). Рис.2 Динамика численности населения за последние три года, млн. чел.[4] Однако времена, ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru