Машиностроительный комлекс отличает высокая наукоемкость, превышающая наукоемкость обрабатывающей промышленности в целом в 2,5 раза. Это можно объяснить тем, что США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятые. В 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долл. По их объему американские корпорации доминируют во многих отраслях (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Доля стран в финансировании НИОКР основных отраслей частного сектора ОЭСР (100 % для каждой отрасли) в процентах
Отрасль |
США |
Япония |
ЕС |
Другие страны |
Электротехника |
47,4 |
18,1 |
26,5 |
8,0 |
Машиностроение |
61,1 |
13,6 |
17,5 |
7,8 |
Аэрокосмическая |
77,8 |
0,0 |
19,4 |
2,7 |
Транспорт |
43,3 |
23,8 |
27,0 |
5,9 |
Металлургия |
33,7 |
29,0 |
25,3 |
11,9 |
Услуги |
29,7 |
20,7 |
26,4 |
23,3 |
Всего |
51,3 |
16,0 |
26,7 |
6,0 |
Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50 % крупных нововведений, генерируемых в развитых странах[2].
Еще одной важной особенностью комплекса является низкая капиталоекость производства: производя примерно 40% промышленной продукции, он концентрирует лишь около 20% основного производственного капитала. Наконец, в этом комплексе используется 40% рабочей силы, занятой в промышленности, здесь сосредоточена преобладающая часть рабочих мест высокого технического уровня. Эти особенности машиностроительного комплекса способствуют интенсивному типу воспроизводства в промышленности, быстрому научно-техническому обновлению продукции, повышению квалификации рабочей силы [13].
![]() |
Рис. 1. Производство машиностроительной продукции в США
Станкостроение сосредоточено главным образом в пределах Приозерного и Северо-Восточого мегаполисов. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудование с Севера.
Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле- и самолетостроение. Автомобилестроение - национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей; каждый седьмой работающий американец производит или обслуживает автомобили. Автомобильные заводы имеются в 125 городах, расположенных в 26 штатах страны. Однако больше всего автомобилей производится в пределах Приозерного мегаполиса. Здесь находятся главный "автомобильный штат" Мичиган и "автомобильная столица" США - Детройт.
Читайте также:
Местоположение в транспортных системах
Федеральный уровень Порт Калинингра́д — российский порт на юго-восточном побережье Балтийского моря, единственный незамерзающий порт России на Балтике. Состоит из морского торгового, морского рыбного и речного портов. ...
Система образования в Канаде
Образование преследует две главные цели: дать людям возможность развить свои способности и обеспечить общество знанием и умением, которые должны послужить его интересам. Система образования Канады основана на сбалансированном подходе к достижению этих двух не всегда сочетающихся между собой целей. ...
Индекс патогенности
Для оценки степени раздражающего действия изменений погоды на организм используется индекс патогенности метеорологической ситуации предложенный В.Г. Бокшей [3;118]. Этот индекс представляет собой сумму индексов патогенности разных метеорологических величин: I= It + Ih+ Iv+ In+ + ; (11) где I - пато ...