Огромную роль в познании природы России и развитии отечественной географии сыграла преобразовательная деятельность Петра I. Само слово "география" входит в обиход во времена петровских реформ.
Эпоха Петра I является временем организации широких географических исследований как европейской территории России, так и азиатских владений. От берегов Арктики до южных рубежей, от Балтийского моря до Тихого океана — таков размах этих работ.
В 1701 г. была закончена "Чертежная книга Сибири" С.У. Ремезова. Это был первый отечественный атлас, сохранившийся до наших дней. Он включает 23 карты Сибири и севера Европейской России, составленных на основе материалов русских землепроходцев. Несколько позже С.У. Ремезовым с сыновьями было составлено еще два картографических произведения по России: "Хорографическая чертежная книга" (1697-1711 гг.) на 171 листе и "Служебная чертежная книга" (1702-1730 гг.) на 116 листах.
Все русские карты тех времен строились без градусной сетки. Роль географической основы этих карт выполняла гидросеть, прорисованная достаточно полно и подробно. Первые инструментальные топографические съемки в России (побережье Финского залива, река Дон) относятся к петровскому времени. Именно тогда начались работы по геодезическому обоснованию топосъемок и по составлению Генеральной карты России. Руководителем геодезических съемок был И.К. Кириллов.
По указанию Петра I была организована первая в России научная экспедиция для изучения "всех царств Сибири". Руководителем ее был назначен приглашенный Петром из Данцига Даниил Готлиб Мессершмидт (1685-1735). Семилетнее путешествие участников этой экспедиции (1720-1727 гг.) положило начало планомерному изучению Сибири. По Сибири маршрут проходил от Верхотурья на Тюмень, Тобольск, Тару, Томск. Участники экспедиции посетили Кузнецкую и Минусинскую котловины, обследовали прилегающие к Енисею районы вплоть до Туруханска, бассейн Нижней Тунгуски, перешли на Лену, затем в Иркутск, в Забайкалье. В Тобольск экспедиция вернулась из Иркутска по рекам Ангара — Кеть — Обь — Иртыш.
Во время работы экспедиции было открыто несколько месторождений полезных ископаемых (угля, графита), описаны серебряно-свинцовые рудники и соленые озера Забайкалья, проведено первое в науке описание многолетней мерзлоты (из сообщений землепроходцев о ней было известно значительно раньше). По итогам работы Мессершмидт подготовил 10-томное "Обозрение Сибири", которое можно рассматривать как первое научное описание этого обширного региона. В "Обозрение Сибири" был включен ряд карт. Эта работа Мессершмидта является также одним из первых научных отчетов об экспедиции. Позднее таких отчетов появилось очень много.
В петровские времена продолжалось продвижение русских на восток. В самые последние годы XVII столетия предпринял поход на Камчатку В.В. Атласов (1697-1699 гг.), составивший довольно точное и подробное описание полуострова, его населения и быта. Он дал блестящие этнографические характеристики коренного населения. Д. Анциферов и И. Козыревский открыли в 1711-1713 гг. ряд северных Курильских островов. Посланные на Дальний Восток " .до Камчатки и далее" по приказу Петра I Иван Евреинов и Федор Лужин достигли центральной группы Курильских островов и нанесли 14 островов на карту.
В начале XVIII столетия в связи с присоединением Камчатки к России было организовано судоходство на Охотском море. Привычным делом стало плавание между Охотском и Камчаткой, а в 1719 г. было предпринято первое плавание через Охотское море к Курильским островам. Из участников этого плавания вышли многие исследователи Охотского и Берингова морей, плававшие к северу до Берингова пролива и к югу до Японии.
Читайте также:
Почвы
Почвенный покров области имеет две особенности. Первая связана с географическим положением: так как Ульяновская область находится в лесостепной зоне, то вполне естественно, что основной фон составляют лесные (подзолистые, серые лесные) и степные (оподзоленные и выщелоченные, долинные, обыкновенные ...
Связь методики обучения географии с другими науками
Всякий учебный предмет представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой школьники проживают. Связи методики обучения географии с географическими н ...
Оценки численности населения и естественный прирост
Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля (см. табл. 1). Таблица 1 Основные показатели демографической ситуации в Китае по оценкам 2003 года[1] Население 1.286.975.468 чел. Половозрастная структ ...