Развитие капитализма в России приводит к усиленному освоению и заселению южных, наиболее благоприятных для жизни, районов Сибири и Дальнего Востока. В 1891-1892 гг. начато строительство Великой Сибирской (Транссибирской) железной дороги, связавшей Сибирь и Дальний Восток с центральными районами России. В полосе, прилегающей к железной дороге, были проведены геологические исследования (В.А. Обручев, К.И. Богданович, П.К. Яворский и др.), открыт ряд полезных ископаемых, прежде всего угля, необходимого для эксплуатации железной дороги. Одновременно велись исследования в золотоносных районах — Ленском, Енисейском, Баргузинском, в результате которых удалось увеличить добычу золота.
Выдающийся вклад в изучение природы Сибири внес академик В.А. Обручев (1863-1956). С 1888 г. он занимался изучением геологического строения Прибайкалья, Забайкалья, Алтая, Ленского золотоносного района. В многочисленных трудах В.А. Обручев рассматривал также вопросы происхождения рельефа горных областей Сибири и древнего оледенения.
В 1908-1914 гг. специальными экспедициями Переселенческого управления проводилось изучение природных условий в районах, отводившихся для переселения крестьян из Европейской России. Эти экспедиции носили в основном рекогносцировочный характер и охватили значительные территории. В них принимали участие крупные русские ботаники, географы и почвоведы: В.Л. Комаров, В.В. Сапожников, П.Н. Крылов, В.Н. Сукачев, И.М. Крашенинников и др. Комплексные исследования, проводившиеся в Сибири и на Дальнем Востоке, завершились изданием в 1914 г. монографии "Азиатская Россия" и атласа.
Со второй половины 80-х годов XIX в. в изучение природы России включились университетские кафедры географии. Первая кафедра географии и этнографии была открыта в 1884 г. в Московском университете, а тремя годами позже кафедру географии и антропологии открывают в Петербургском университете. До этого география в университетах читалась отдельными специалистами с других кафедр, не имеющими специального географического образования, либо не читалась вовсе.
Кафедрой в Московском университете долгое время руководил ее основатель Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) — замечательный русский географ, антрополог, этнограф, археолог. Он создал школу русской университетской географии. Многие из учеников Д.Н. Анучина стали впоследствии крупными географами, талантливыми продолжателями его научных исследований. Это — Л.С. Берг, А.А. Крубер, А.А. Борзов, М.С. Боднарский, Б.Ф. Добрынин, С.Г. Григорьев, И.С. Щукин, С.В. Чефранов и др.
Сам Д.Н. Анучин проводил исследования на Валдайской возвышенности, изучая истоки Волги, Западной Двины и Днепра. Особенно известны его работы по исследованию рек и озер в верховьях Волги. Д.Н. Анучин является основоположником отечественной лимнологии (озероведения). Побывал Д.Н. Анучин и на Кавказе, где в районе Казбека изучал оледенение. Вместе с группой географов он основал в 1894 г. журнал "Землеведение", который объединил разрозненные научные силы, учителей и любителей географии.
Ученики Д.Н. Анучина вели исследования в основном в средней полосе Европейской России. Анучинская научная школа оказала большое влияние на школьную географию. А.А. Крубер, С.Г. Григорьев, А.С. Барков и С.В. Чефранов создали замечательную серию учебников и хрестоматий по географии для средней школы. Эта серия произвела переворот в преподавании географии в дореволюционные годы.
В начале XX в. продолжается изучение и Азиатской России. Открываются и наносятся на карту все новые вершины, впадины, реки и ледники. Большой экспедицией, снаряженной при участии РГО, была Камчатская (1908-1909 гг.), в которой работал В.Л. Комаров, создавший прекрасные описания Камчатки.
Читайте также:
Структура почвенного покрова (СПП) Одесского района
Почвенный покров степной зоны отличается широко развитой комплексностью. Участие солонцовых комплексов в СПП зоны заметно нарастает с севера на юг. На участках с различной мощностью чернозёмных почв СПП осложняется участием мозаик. Сельскохозяйственное использование солонцовых комплексов зависит пр ...
Перспективы экономического развития. Система принципов развития
В современной ситуации все действия, претендующие на развитие макрорегиона "Северо-Запад", должны быть согласованы с концептом "нового освоения" и выстраиваться в логике комплиментарности (взаимодополняемости), что означает необходимость принятия следующей системы принципов: 1. ...
На стыке тысячелетий: крымоведы 2000-х годов и их вклад в изучение Крыма
Большой вклад в изучение Крыма внесли ученые Таврического национального университета им. Вернадского: профессора Н.В.Багров, В.Г.Ена, С.В. Филимонов, доценты В.В.Лавров и Н.А. Съедин. В опубликованной ими монографии «В.И.Вернадский и Крым»(2004) впервые в научной литературе, был проанализирован вкл ...