Численность постоянного населения составляет более миллиона человек. Это представители более чем 150 этносов, 72% – русские, 12% – казахи, 7% – татары и др. Трудоспособное население составляет 59,5% его численности. Средний возраст – 36 лет. Большая часть астраханцев живет в городах – 66%, в сельской местности – 34%.
Астраханская область входит в состав Южного федерального округа и относится к Поволжскому экономическому району.
Большинство российских регионов моноцентричны, но в Астраханской области это выражается особенно ярко. С одной стороны – Астрахань с полумиллионным населением, с другой – вся остальная территория с шестью городами. Из них только Ахтубинск дотягивает до 46 тыс., закрытый город (ЗАТО) Знаменск – до 32 тыс., а остальные города и райцентры не достигают даже 20 тыс. жителей. В столице проживает половина всего населения, поэтому на фоне большинства слабоурбанизированных регионов юга России Астраханская область имеет повышенную долю горожан (66%).
Астрахань – город растущий, и быстрее, чем учитывала статистика. По переписи 2002 г., его население составило 504,5 тыс. человек, это на 25 тыс. больше, чем показывал текущий учет (478,1 тыс. человек на начало 2003 г.), статистика явно занижала миграционный приток в региональную столицу. Астрахань – по сути, единственный развивающийся город области, стягивающий все инвестиции, кроме нефтегазовых и транспортных, город с минимальным уровнем зарегистрированной безработицы (табл. 1).
Что представляют собой остальные города Астраханской области, хорошо видно по показателю обеспеченности жилищного фонда канализацией: это Харабали с типично сельским обликом (36%), полусельские Ахтубинск и Камызяк (60–70%). Полностью благоустроен только новый город Нариманов, но его покидают жители из-за проблем градообразующего машиностроительного завода. В самой Астрахани канализацией обеспечено лишь 80% жилищного фонда, горячим водоснабжением – 70%, что типично для южных городов с большой долей индивидуального (частного) жилья.
Таблица 2. Некоторые характеристики городов Астраханской области
|
Города |
Численность населения, тыс. человек |
Естественная убыль, ‰ |
Миграционный прирост (убыль), ‰ |
Инвестиции на одного жителя, тыс. руб. |
Доля безработных, % | |||
|
1970 г. |
1990 г. |
2002 г. |
2000 г. |
2000 г. |
2000 г. |
1996 г. |
2000 г. | |
|
Астрахань |
410,0 |
481,5 |
504,5 |
–9,2 |
3,0 |
14,3 |
4,4 |
1,9 |
|
Ахтубинск |
43,6 |
49,0 |
45,7 |
–3,2 |
–13,2 |
0,4 |
11,7 |
4,1 |
|
Камызяк |
13,0 |
15,0 |
16,1 |
–3,4 |
–3,5 |
1,3 |
12,4 |
2,7 |
|
Нариманов |
9,6 |
11,0 |
11,2 |
–0,8 |
–13,1 |
0,0 |
17,0 |
4,7 |
|
Харабали |
15,0 |
18,1 |
18,3 |
–4,1 |
–2,2 |
0,6 |
11,4 |
7,8 |
Читайте также:
Климат
Озеро оказывает смягчающее влияние на климат. Огромные водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200–250 метров и, как аккумулятор, накапливают большое количество тепла. Поэтому зима на Байкале более мягкая, а лето прохладнее, чем на остальной территории Сибири. Разность температур ...
Доходная политика столичного мегаполиса и
социальные аспекты
По закону о московском бюджете на 2006 год 77% всех доходов принесли столичной казне всего два налога: на прибыль ($8,3 млрд) и на доходы физических лиц ($6,4 млрд.). В 2007 году их доля достигнет почти 90%. Для сравнения, в прошлогоднем бюджете Нью-Йорка доля налогов (на имущество, подоходного и с ...
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт в регионе используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, для ремонта и строительства трубопроводов, мостов и т.п. В Санкт-Петербурге на месте бывшего военного аэродрома «Вещево» возводится международный аэропорт «Выборг», ориентированный на приём транспортных тя ...