Обезлесение Индокитая

Страница 3

Общая позиция стран Индокитая по проблеме сохранения лесных ресурсов выражается в принятии лесной политики и введении запрета на вывоз необработанной древесины.[15]

Таиланд был первым в регионе, запретившим еще в 1977 г. экспорт необработанной древесины, а позже в 1989 г. – коммерческую лесоразработку в ответ на протесты общественности. Однако закон сохранял за компаниям, которые получили концессии до введения этого запрета, право на лесоразработки. Последние также разрешались в районах реализации различных проектов развития – строительства дорог, плотин. Предполагалось сократить процесс обезлесения на 11%, однако в действительности запрет на коммерческую лесоразработку привел к ее перемещению в соседние страны.

Вьетнам ввел запрет на экспорт необработанной древесины в 1991 году, а с 1992 года – на экспорт всей древесины с исключением для министерства сельского и лесного хозяйства, а также организаций, занимающихся реэкспортом древесины из Камбоджи в Таиланд. Однако закон зачастую не соблюдается – у местной администрации не хватает ресурсов и политической воли, чтобы его контролировать. Ситуация осложнена также отсутствием жесткого контроля со стороны центральной администрации за деятельностью лесозаготовительных компаний, которые в большинстве своем находятся в подчинении провинциальной власти. Во Вьетнаме центр контролирует лишь треть лесных территорий, т.е. не более 1,4 млн. га.

В Лаосе, подобно Вьетнаму, 72% добычи леса осуществляется на провинциальном уровне вне контроля центральной власти. В 1988 г. был введён запрет на экспорт необработанной древесины с целью оказания поддержки деревообрабатывающей промышленности, развитие которой, однако сдерживалось ее низкой конкурентоспособностью на мировом рынке. В итоге – распространилась нелегальная лесоразработка, и Лаос лишился значительной части своих валютных поступлений, а лесам был нанесен непоправимый урон.

В 1990 г. лаосские власти приступили к реализации программы приватизации лесной промышленности, а в 1991 г. запретили коммерческую добычу лесных ресурсов. Однако годом позже правительство отменило это решение, разрешив вырубку леса иностранным компаниям, включая таиландские. [17]

С 1993 г. Камбоджа пытается установить более жесткий контроль над лесозаготовками, запретив экспорт необработанной древесины, вопреки протестам красных кхмеров, которые лишаются важнейшего источника дохода. В 1995 г. принято постановление о введении моратория на лесоразработки и экспорт древесины, что однако не помешало двум премьер министрам заключить новые контракты без консультации с кабинетом. В то же время без сотрудничества с Таиландом по пресечению незаконного вывоза древесины из Камбоджи действие принимаемых постановлений ограничено.

Разработанные в некоторых странах Индокитая при содействии международных организаций национальные планы в сфере лесного хозяйства призваны решить две задачи (при явном упоре на первой) – развитие лесного хозяйства и сохранение лесных ресурсов. Ни в одном из национальных планов не предусматривалось сокращения коммерческих лесоразработок, которые однако должны осуществляться в устойчивом режиме с обязательным проведением лесовосстановительных работ и желательно на создаваемых плантациях. Пример Таиланда с развитием плантационного лесного хозяйства убедительно доказывает, что конечный результат зачастую расходится с поставленной целью.

Таиландский план 1990 г. предусматривал создание крупных эвкалиптовых плантаций на месте общественных земель, что вызвало волну протеста местного населения, увидевшего в этом проекте угрозу своему экономическому положению (утрачивается контроль над жизненно важными природными ресурсами) и опасность ухудшения экологической обстановки (нарушается гидробаланс, ограничивается доступ населения к водным ресурсам, снижается плодородие почв).[14]

Лаосский план действий в сфере лесного хозяйства предусматривал отвод 10% лесной территории под охраняемые зоны и впервые установил разрешительную норму вырубки – 280 тыс. куб. м. в год, которая однако была пересмотрена позже по рекомендации финской консультативной фирмы и определена в 400 тыс. куб. м. Методы лесосведения в Лаосе неэффективны и сопряжены с существенными потерями ценных пород древесины – не менее 10 млн. долл. в год. Посадки деревьев ограничены площадью 200–300 га в год, что несопоставимо с потерями лесных ресурсов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Исторический аспект и этапы развития НТП
Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие XX в. Последствия научно-технического прогресса прослеживаются во всех сферах жизни современного человека. Фактически двигателем НТП является научно-техническая революция (НТР). НТР – это качественное преобразование сов ...

Демографическое развитие Ставропольского края
Анализ современной демографической ситуации в региональном разрезе показывает, что, несмотря на наличие общих черт демографического развития (прежде всего, депопуляционного характера рождаемости и низкой продолжительности жизни), субъекты РФ разнообразны и цель демографической политики в их отношен ...

Тектоническое строение
Территория Ульяновской области расположена в восточной части Русской (Восточно-Европейской) платформы, охватывающей большую часть европейской территории Российской Федерации[40, с. 55]. По данным глубоких буровых скважин, основание кристаллического фундамента платформы в пределах Ульяновской област ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru