Бирма и Камбоджа еще не сформировали национальные планы, хотя определенные меры защиты лесов они вынуждены предпринимать. Например, для Камбоджи обязательным условием получения международной финансовой помощи является осуществление контроля над нелегальной лесоразработкой и реформа лесного хозяйства. Если рубка деревьев продолжится нынешними темпами, то, по оценкам МБРР, уже через четыре года в стране не останется леса. Процесс обезлесения, который по словам принца Народома Сианука, грозит превратить страну в пустыню, начался 20 лет назад, когда леса занимали 70% территории страны, или 17 млн. га. Сейчас в стране осталось всего 10 млн. га лесных угодий. Введенный в 1995 году официальный запрет на лесоразработки в новых местах и на экспорт древесины соблюдается крайне слабо. Именно это стало причиной озабоченности международных экологических организаций, которые повлияли на принятие международными финансовыми институтами более жестких мер в отношении Камбоджи.[16]
Как заявил Хо Ши Мин, открывая первый национальный парк во Вьетнаме в 1963 году, "лес – это золото; если мы узнаем, как сохранить его, то мы станем очень богатыми". Однако прошло более 20 лет, прежде чем во Вьетнаме была принята первая экологическая программа.
В отличие от других стран Индокитая, Вьетнам, обеспокоенный разрастанием экологического кризиса, угрожающего перспективам экономического развития, и, в первую очередь, обеспечению его продовольственной безопасности, стал уделять внимание проблеме охраны окружающей среды еще с середины 80-х годов. В 1985 году была принята Национальная стратегия консервации природы. Среди выдвинутых в это время предложений – нулевой рост населения, крупномасштабная программа лесопосадок, создание национального правления экологической координации с большими полномочиями. Однако часть из них реализована, а другие не принесли должного результата.
В 1997 году при содействии МБРР во Вьетнаме был разработан проект охраны лесов, целью которого является улучшение системы управления лесными ресурсами в охраняемых зонах посредством оказания экономической и социальной помощи местному населению, проживающему на этих территориях.
Создание фонда – центральное звено государственной программы лесовосстановления во Вьетнаме. Запланировано посадить 5 млн. га леса к 2010 году, что должно компенсировать потери леса и минимизировать неудачи ранее предпринимаемых мер по посадкам деревьев, площадь которых не превышала 1,05 млн. га. 2 млн. га предполагается отвести под лесопосадки в районах водоразделов для предотвращения наводнений.
Остальные 3 млн. га будут использованы под лесные плантации для производственных целей. Потребность Вьетнама в древесине с каждым годом возрастает: к 2005 г. она составила 9,5 млн. куб. м, к 2010 г. – 15,5 млн. [17]
Решение экологических проблем во Вьетнаме, как и в других развивающихся странах, упирается прежде всего в нехватку финансов. Реализация намеченных планов восстановления лесов намного превосходит имеющиеся в распоряжении государства средства. Посадка 5 млн. га леса обойдется в 4,85 млрд. долл., из которых государство планирует выделить лишь 41 млн. долл. Остальное предполагается получить за счет средств частных инвесторов, которых предполагается привлечь к развитию лесного хозяйства, предоставив им юридические гарантии и материально заинтересовав. Прежде всего удлиняется срок концессий компаниям, занятым в лесном хозяйстве. Они освобождаются от уплаты налогов на землю в течение первых пяти лет деятельности при последующем их сокращении на 50%. [16]
Однако, как показали результаты пятилетнего плана восстановления лесных ресурсов, завершенного в 1998 г., – не все упирается лишь в финансы. Не меньшей проблемой является неэффективное управление, отсутствие опыта осуществления подобного рода масштабных проектов, коррупция, нецелевое использование провинциальной администрацией средств, предназначенных на охрану лесных ресурсов. Известно, что непосредственно на проекты было израсходовано лишь 31% выделенной правительством суммы.[17]
Во всех странах Индокитая обострение противоречий между обществом и окружающей средой связано с взаимодействием различных факторов – бедность, неразвитость рынка, несовершенная правовая и институциональная система экологического регулирования.
Читайте также:
Эстония
Площадь - 45 тыс.кв. км , население 1,6 млн человек. Поверхность равнинная, много озер и рек. Леса занимают 40% территории. Полезные ископаемые: горючие сланцы, торф, фосфориты, стройматериалы. ...
Беларусь
Площадь - более 200 тыс.кв.км, население - около 10,5 млн. человек. Страна лесов, озер, болот. Бедна полезными ископаемыми. Главные богатства - калийные и поваренные соли, торф. Есть нефть, стройматериалы. ...
Основные нефтегазодобывающие провинции и перспективы их развития
Нефтегазовый потенциал российских акваторий. Площадь континентального шельфа нашей страны составляет 6,2 млн км2 (4,2 млн км2 в пределах исключительной экономической зоны), что соответствует 21% площади шельфа Мирового океана. Не менее 4 млн км2 перспективны на нефть и газ (рисунок 5) - такая площа ...