Бирма и Камбоджа еще не сформировали национальные планы, хотя определенные меры защиты лесов они вынуждены предпринимать. Например, для Камбоджи обязательным условием получения международной финансовой помощи является осуществление контроля над нелегальной лесоразработкой и реформа лесного хозяйства. Если рубка деревьев продолжится нынешними темпами, то, по оценкам МБРР, уже через четыре года в стране не останется леса. Процесс обезлесения, который по словам принца Народома Сианука, грозит превратить страну в пустыню, начался 20 лет назад, когда леса занимали 70% территории страны, или 17 млн. га. Сейчас в стране осталось всего 10 млн. га лесных угодий. Введенный в 1995 году официальный запрет на лесоразработки в новых местах и на экспорт древесины соблюдается крайне слабо. Именно это стало причиной озабоченности международных экологических организаций, которые повлияли на принятие международными финансовыми институтами более жестких мер в отношении Камбоджи.[16]
Как заявил Хо Ши Мин, открывая первый национальный парк во Вьетнаме в 1963 году, "лес – это золото; если мы узнаем, как сохранить его, то мы станем очень богатыми". Однако прошло более 20 лет, прежде чем во Вьетнаме была принята первая экологическая программа.
В отличие от других стран Индокитая, Вьетнам, обеспокоенный разрастанием экологического кризиса, угрожающего перспективам экономического развития, и, в первую очередь, обеспечению его продовольственной безопасности, стал уделять внимание проблеме охраны окружающей среды еще с середины 80-х годов. В 1985 году была принята Национальная стратегия консервации природы. Среди выдвинутых в это время предложений – нулевой рост населения, крупномасштабная программа лесопосадок, создание национального правления экологической координации с большими полномочиями. Однако часть из них реализована, а другие не принесли должного результата.
В 1997 году при содействии МБРР во Вьетнаме был разработан проект охраны лесов, целью которого является улучшение системы управления лесными ресурсами в охраняемых зонах посредством оказания экономической и социальной помощи местному населению, проживающему на этих территориях.
Создание фонда – центральное звено государственной программы лесовосстановления во Вьетнаме. Запланировано посадить 5 млн. га леса к 2010 году, что должно компенсировать потери леса и минимизировать неудачи ранее предпринимаемых мер по посадкам деревьев, площадь которых не превышала 1,05 млн. га. 2 млн. га предполагается отвести под лесопосадки в районах водоразделов для предотвращения наводнений.
Остальные 3 млн. га будут использованы под лесные плантации для производственных целей. Потребность Вьетнама в древесине с каждым годом возрастает: к 2005 г. она составила 9,5 млн. куб. м, к 2010 г. – 15,5 млн. [17]
Решение экологических проблем во Вьетнаме, как и в других развивающихся странах, упирается прежде всего в нехватку финансов. Реализация намеченных планов восстановления лесов намного превосходит имеющиеся в распоряжении государства средства. Посадка 5 млн. га леса обойдется в 4,85 млрд. долл., из которых государство планирует выделить лишь 41 млн. долл. Остальное предполагается получить за счет средств частных инвесторов, которых предполагается привлечь к развитию лесного хозяйства, предоставив им юридические гарантии и материально заинтересовав. Прежде всего удлиняется срок концессий компаниям, занятым в лесном хозяйстве. Они освобождаются от уплаты налогов на землю в течение первых пяти лет деятельности при последующем их сокращении на 50%. [16]
Однако, как показали результаты пятилетнего плана восстановления лесных ресурсов, завершенного в 1998 г., – не все упирается лишь в финансы. Не меньшей проблемой является неэффективное управление, отсутствие опыта осуществления подобного рода масштабных проектов, коррупция, нецелевое использование провинциальной администрацией средств, предназначенных на охрану лесных ресурсов. Известно, что непосредственно на проекты было израсходовано лишь 31% выделенной правительством суммы.[17]
Во всех странах Индокитая обострение противоречий между обществом и окружающей средой связано с взаимодействием различных факторов – бедность, неразвитость рынка, несовершенная правовая и институциональная система экологического регулирования.
Читайте также:
Индия
Территория - 3,28 млн. км2. Население - 935,5 млн. чел. Столица - Дели. ...
Приватизация и экономические реформы
В проведении приватизации и других экономических реформ Узбекистан занимает гораздо более осторожную позицию, чем Казахстан и Киргизия, поскольку правительство опасается социальной и политической нестабильности. В 1994 началась продажа с аукциона некоторых предприятий сферы обслуживания. В сельском ...
Анализ развития социальной сферы
Главная задача социальной политики состоит в создании условий для устойчивого воспроизводства, развития и реализации человеческого, интеллектуального и социально-культурного потенциала области. Решение этой задачи как одного из главных условий повышения качества жизни и конкурентоспособности област ...