Методы исследования в методике обучения географии

Страница 3

Другое необходимое условие проведения эксперимента – создание учебно-методических материалов в соответствии с положениями выдвинутой гипотезы или сделанного предположения (учебных текстов, вопросов и заданий для учащихся, раздаточного дидактического материала и т.д.), с помощью которых ведется экспериментальное обучение. При этом следует учитывать, что главный критерий ценности новых методических предложений (прежде всего – по совершенствованию содержания, методов и средств обучения) – это положительные сдвиги в знаниях и умениях учащихся, развитии их познавательных интересов и самостоятельной деятельности. Поэтому к числу важнейших условий эксперимента относится создание проверочных заданий для учащихся, позволяющих установить и по возможности измерить эти сдвиги.

Наиболее распространенной формой организации формирующего эксперимента является выделение экспериментальных и контрольных классов. В этом случае в одном классе (экспериментальном) вводится новый учебный материал (или новые приемы его изучения), в другом же классе (контрольном) обучение ведется без изменения, то есть обычным, традиционным способом. При этом чрезвычайно важно, чтобы контрольные и экспериментальные классы были примерно равными по уровню подготовки и успеваемости учащихся.

Для современного этапа развития методической науки характерно все более широкое применение эксперимента, что повышает достоверность полученных выводов и научно-практическую значимость рекомендаций.

Обычно теоретические и эмпирические методы исследования применяются во взаимосвязи. Любое теоретическое обобщение опирается на факты, а изучение опыта школы и постановка эксперимента всегда сочетаются с использованием теоретических методов. Все методы исследования осуществляются с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.

Анализ – это расчленение (мысленное или реальное) объекта на составляющие его элементы; анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез всегда связан с анализом.

Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе или общему утверждению; различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно или конечно-необозримой области фактов.

Дедукция – цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования; началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»).

Абстрагирование – отвлечение от частных свойств и связей объекта и выделение существенных свойств и связей этого объекта.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области реальной действительности.

Сравнение – вычленение в сопоставляемых объектах признаков их общности и различия.

Отбор методов исследования и их успешное применение предполагают хорошее знание литературы по избранной теме – учебной, психолого-педагогической, географической, экологической, философской.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Краткие характеристики существующих отраслей УрФО
Угли добываются преимущественно для энергетических целей, их запасы невелики и многие месторождения истощены. Основные буроугольные бассейны – Челябинский и Южно-Уральский. Чёрная металлургия Урала представлена всеми стадиями: от добычи до проката. Производство чёрных металлов (основную часть чугун ...

Соединенные Штаты Америки
Территория: государство в Северной Америке общей площадью 9364 тыс. кв. км (четвертое место в мире по размерам территории). Состоит из трех частей: а) основная часть площадью 7830 тыс. кв. км граничит на севере с Канадой, на юге – с Мексикой, омывается с юга водами Мексиканского залива, с востока – ...

Трудовые ресурсы
Почти половина трудоспособного населения Узбекистана занята в сельском хозяйстве. Большой проблемой является безработица. По экспертным оценкам, уровень безработицы составляет не менее 20%. Особенно велико число безработных в Ферганской долине, где плотность населения достигает 300 человек на 1 кв. ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru