Логическим содержанием географического образования учащихся в средней школе является курс “Общая география”. В его содержание входит преимущественно теоретический материал. Он создает научное представление о лике Земли, соответствующей действительности в его пространственной неоднородности, в комплексе основных компонентов: природно-территориальных и социально-экономических. В основу этих теоретических знаний заложены конкретные знания о региональных географических комплексах (материках и океанах, регионах разных рангов, странах, включая Россию и др.), полученных при изучении в VI ‑ IX классах предшествующих страноведческих курсов и существующих в сознании учащихся в форме представлений памяти, представлений воображения, предметно-общих понятий. Содержание и структура курса целиком подчинены идее взаимосвязи, взаимодействия человека, общества с окружающей средой в их историческом развитии, что усиливает его значение в геоэкологическом образовании и воспитании учащихся, в понимании сущности рационального природопользования, прогнозирования возможных изменений в окружающей среде при нарушении в ней природных связей.
Содержание курса требует интеллектуальной активности, разных форм самостоятельного действия учащихся, расширяет их кругозор. Свойственное им чувство взрослости вызывает потребность самоутвердиться, самостоятельно применять свои знания и умения для объяснения, оценки происходящего в окружающей среде. Реализации этих способностей способствует предшествующая подготовка учащихся по учебным предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, довольно высокая степень их обученности. Важнейшую роль играет самостоятельность учащихся, обусловленная развитием мышления, владением приемами самостоятельной работы, связанных с содержанием, и приемами выбора и использования источников географической информации для решения учебных задач.
Преимущества изучения географического материала фундаментального характера в старших классах не только в том, что выпускники школы выходят в жизнь с высоким уровнем знаний и умений интегрированных со знаниями и умениями по другим учебным предметам: физикой, химией, биологией, историей, но и в том, что обеспечивается рациональное использование учебного времени, выделенного на географию базисным учебным планом как в основной (VI ‑ IX классы), так и в средней школе (X класс).
Читайте также:
Географическая оболочка как материальная система,
ее границы, строение и качественные отличия от других земных оболочек
По С.В. Калеснику[1], географическая оболочка "не просто физическая или математическая поверхность, а сложный комплекс, возникший и развивающийся под действием взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга процессов, которые развёртываются на суше, в атмосфере, водах и органическом мире&quo ...
Субрегионы Африки
Субрегионы Африки Африка образует самый большой по территории географический регион планеты. Поэтому вполне естественно стремление подразделить его на отдельные крупные части. В самом генерализованном виде это приводит обычно к выделению Северной и Тропической Африки (или Африки к югу от Сахары). М ...
Значение амтосферы для географической оболочки
1.Значение атмосферы исключительно велико и многообразно, поскольку она является посредником между Землей и Космосом и тесно взаимодействует со всеми другими земными оболочками –гидросферой (особенно океаносферой), литосферой, биосферой. 2.Атмосфера защииает органический мир Земли от пагубного возд ...