Заключение

Страница 1

Для разработки программ по географии (их содержание, структура) на основе нового базисного учебного плана общеобразовательной школы сформулирована главная цель изучения этого предмета: подготовить выпускника школы к самостоятельному применению знаний и умений, необходимых для ориентировки в природной и социально-экономической окружающей среде (в геокомплексе), а также в продолжении образования, самообразования, в житейских ситуациях. В педагогике, психологии общепризнанно, что главным показателем научного уровня подготовки учащихся к этому является усвоение ими обобщенных (теоретических) знаний и приемов (способов) их применения. В школьной географии к ним относятся: общие понятия и представления, знания о пространственных, временных, причинно-следственных связях, закономерностях, классификациях объектов и явлений а также обобщенные специфические приемы самостоятельной работы как составная (операционная) часть каждой группы знаний, которые служат основой для умения самостоятельно выполнять конкретные задачи. С их помощью знания приобретают деятельностный характер и это очень важно для проверки знаний и умений учащихся соответственно требованиям к содержанию государственного стандарта. Вместе с тем, в материалах проверки знаний и умений учащихся во всех классах массовой школы, в выступлениях географов, методистов, в частных высказываниях учителей постоянно отмечается низкий уровень подготовки учащихся именно по этой части географического образования.

Каковы причины столь устойчивого, в течение десятилетий, однообразия в негативной оценке результатов обучения географии в школе? Исследования по проблемам педагогического обоснования содержания и структуры программ, а также организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методов и форм процесса обучения географии показали, что от учащихся требуют усвоения знаний по всем курсам современной науки, предъявляемой к профессионалам-географам. В школах не проводятся практические работы, не учитывается необходимость преемственности между курсами в развитии у учащихся по знаниям и умениям, географическому мышлению, фактически игнорируется личностно-ориентированное обучение.

В настоящее время, в связи с перестройкой всей системы народного образования, появились альтернативные концепции географического образования. Некоторые из них реализованы в программах. Чаще же всего публикуются лишь авторские программы без их научно-методического обоснования. Некоторые авторы предлагают программы, содержащие теоретические знания. Но, во-первых, преобладают предложения по созданию курсов раздельно по физической географии (общее землеведение) и экономической (общая экономическая география). Во-вторых, в них нет достаточного обоснования места этих курсов в целостной системе школьной географии, и фактически не предусматривается их преемственность с другими курсами.

В условиях поиска места и времени для изучения основных теоретических вопросов школьной географии представляет интерес высказывание ученых РАН: “Уже не раз ученый совет института критически анализировал традиционную концепцию географического образования в общем виде сложившуюся в результате дискуссий 1929 ‑ 1934гг. и считал, что завершать образование должен обобщающий курс, подводящий итог знаниям, полученным в ходе изучения страноведческих по своей сути курсов”. Это предложение абсолютно правильное с точки зрения важности отражения в школьной географии интегральной сущности науки, а также значимости и необходимости среднее географическое образование учащихся завершать интегрированным курсом геоэкологической направленности.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Электротехническая и электронная промышленность
Электротехническая и электронная промышленность США выпускает продукцию как промышленного, так и бытового назначения. Мировой рынок ЭВМ контролируют американские фирмы во главе с «Ай-Би-Эм» (IBM), на предприятиях которой в США и по всему миру занято свыше 300 тысяч человек. Однако по части бытовой ...

Музыка
Национальная музыка имеет давние традиции, сформировалась на основе богатых традиций, как африканских народов, так и европейских поселенцев и иммигрантов из Азии. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью южноафриканцев. Музыкальный инструментарий – арфа, б ...

Океан и атмосфера
Мировой океан, средняя глубина которого составляет ок. 4 км, содержит 1350 млн. км3 воды. Атмосфера, окутывающая всю Землю слоем толщиной в несколько сотен километров, с гораздо большим основанием, чем Мировой океан, может рассматриваться как "оболочка". И океан и атмосфера представляют с ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru