Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие XX в. Последствия научно-технического прогресса прослеживаются во всех сферах жизни современного человека. Фактически двигателем НТП является научно-техническая революция (НТР). НТР – это качественное преобразование современных производительных сил на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу. Но НТР состоит в свою очередь из научных и технологических революций.
В истории естествознания можно обнаружить четыре научных революции. Первой из них была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания, характеризующееся следующими моментами:
а) идеалом было построение абсолютно истинной картины природы;
б) поиск очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты;
в) все процессы объяснялись механическими причинами. Эта эпоха была временем господства механики во всех отраслях знаний.
В основе науки этого времени лежали разработанные И. Ньютоном методы классической механики и математического естествознания в целом, базировавшегося на достижениях математики Р. Декарта, Г. Лейбница и др.
Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII - первой половине XIX века. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. Это можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания –дисциплинарно организованной науке, в которой можно выделить следующие моменты:
а) в биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, несводимые к механической;
б) происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования.
Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.
Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX вв. В эту эпоху происходят революционные перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Эта революция характеризуется следующим:
а) идеалы и нормы новой, неклассической науки отличались пониманием относительной истинности теорий;
б) допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания;
в) принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.
Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.
В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию.
Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т. д.) меняет характер научной деятельности. Можно говорить о следующих моментах:
а) на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности;
б) специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания;
в) в науке наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера;
Читайте также:
Открытие Америки
Америка была открыта европейцами еще задолго до Колумба. По некоторым историческим данным, Америка была открыта античными мореплавателями (финикийцами), а так же в середине первого тысячелетия н.э. – китайцами. Однако наиболее достоверными являются сведения об открытии Америки викингами (норманнами ...
Человек и Черное море
Природные богатства Черного моря люди используют по разному. Одни ресурсы эксплуатируются издавна и настолько основательно, что нужно срочно сбавить темпы и помочь природе восстановить потерянное. Другие, наоборот, добываются в масштабах гораздо более скромных, чем это допустимо. А третью еще ждут ...
Транспорт
Автомобиль – основное средство передвижения в Израиле. Протяженность автомобильных дорог свыше 13 тыс. км. Парк грузовых машин насчитывает 174 тыс., а легковых – 845 тыс. единиц. Шоссейные магистрали проходят преимущественно вдоль побережья с севера на юг, важнейшая автострада соединяет Иерусалим с ...