Политика развития научно-производственного потенциала России

География » Экономическая характеристика научно-производственных комплексов (НПК) России » Политика развития научно-производственного потенциала России

Страница 2

· развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;

· развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;

· развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;

· модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);

· применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине;

· оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

Этот перечень приоритетных направлений технико-экономического развития составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. Но с него можно начинать формирование и реализацию государственной политики развития.

2. Работу по сохранению и активизации научно-промышленного потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях:

· обеспечение приоритетности государственной поддержки НИОКР, конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, утроение государственных расходов на эти цели;

· стимулирование передачи технологий из военного в гражданское производство;

· выявление и поддержка развития технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, реализация целевых программ их распространения;

· разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);

· субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;

· создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР, включая венчурные фонды, коллективные научные и информационные центры, инженерные парки и пр.

3. Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодоления депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы:

· учет всех затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;

· субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом;

· разрешение страховым компаниям и пенсионным фондам участвовать в венчурных проектах ;

· сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями и базами данных и закупке научной литературы;

· поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств, создание сети технологических центров и парков коллективного пользования;

· активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ;

· защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

4. Прогнозирование и планирование развития экономики. Политика развития должна определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которые необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономики страны.

Прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально-экономического развития страны должно быть эшелонировано по временному горизонту на год, пять лет и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. В условиях современного НТП для работы предприятий необходимым является, как минимум, десятилетний горизонт планирования своего развития.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Временные и переходные эрозионные формы рельефа Республики Калмыкия
эрозионный рельеф калмыкия Морфология временных эрозионных форм района В исследуемом районе находятся 2 типа балок: 1 тип: Ялмата. Пойма реки Ялмата оказывает существенное влияние на природу в юго-западной части Малодербетовского района. Здесь находятся более 10 родников, обеспечивающих водой живот ...

Демографическое положение – положение полос и очагов расселения
По численности населения Европейский Север занимает последнее место среди районов России. С 1991 г. сокращается общая численность населения, что обусловлено особенностями демографической ситуации в регионе. В 2000 г. на территории района проживало 5,6 млн. человек, или около 3,9% населения страны. ...

Предмет, задачи и методы социально-экономической географии
Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru