· развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;
· развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
· развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;
· модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);
· применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине;
· оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.
Этот перечень приоритетных направлений технико-экономического развития составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. Но с него можно начинать формирование и реализацию государственной политики развития.
2. Работу по сохранению и активизации научно-промышленного потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях:
· обеспечение приоритетности государственной поддержки НИОКР, конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, утроение государственных расходов на эти цели;
· стимулирование передачи технологий из военного в гражданское производство;
· выявление и поддержка развития технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, реализация целевых программ их распространения;
· разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);
· субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;
· создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР, включая венчурные фонды, коллективные научные и информационные центры, инженерные парки и пр.
3. Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодоления депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы:
· учет всех затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;
· субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом;
· разрешение страховым компаниям и пенсионным фондам участвовать в венчурных проектах ;
· сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями и базами данных и закупке научной литературы;
· поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств, создание сети технологических центров и парков коллективного пользования;
· активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ;
· защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.
4. Прогнозирование и планирование развития экономики. Политика развития должна определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которые необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономики страны.
Прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально-экономического развития страны должно быть эшелонировано по временному горизонту на год, пять лет и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. В условиях современного НТП для работы предприятий необходимым является, как минимум, десятилетний горизонт планирования своего развития.
Читайте также:
Современное состояние вопроса о
научно-производственных комплексах России
Административно-территориальные образования (города, поселки, обособленные части городов) с высоким научно-техническим потенциалом создавались в СССР для решения крупных научных и прикладных задач, в том числе для проведения исследований и разработок в интересах обороны государства. Сейчас в России ...
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения
Таблица 2. Расчет густоты железных дорог Административно-территриальная единица Территория S, тыс. км2 Население N, тыс. чел. Эксплуатационная длина железных дорог, L, км Густота железных дорог, D Dt DN DtN г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. 86,34 6329,3 2780 32,20 0,44 3,76 Псковская обл. 55, ...
Транспорт
Примерно 80% всего грузооборота в Узбекистане приходится на железные дороги. Сеть железных дорог общей протяженностью ок. 3400 км связывает республику с соседними странами. Имеется также 63 000 км шоссейных дорог, но число дорог с твердым покрытием невелико; наиболее важные из них – шоссе Ташкент – ...