В настоящее время управление хозяйством переносится на места, где происходит разработка программ регионального развития России (территориальной организации хозяйства). Она должна быть масштабной. В ней необходимо сформулировать общегосударственную региональную экономическую политику, нацеленную на рациональное размещение производительных сил; обеспечение примерно равных возможностей социально-экономического развития для различных регионов страны (особенно восточных); создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды; комплексное и рациональное использование природных ресурсов.
При переходе к рыночной экономике нужна концепция поляризованного развития, которая получила широкое распространение во многих развитых странах (США, Япония и др.). Суть ее в том, что в менее развитых в экономическом отношении регионах России на специально выделенных территориях совместными усилиями государства, частного сектора и местных властей будут формироваться новые научно-производственные комплексы (НПК), призванные стать полюсами роста (или очагами развития) для экономических районов и республик.
Для того чтобы ликвидировать диспропорции в научно-производственном развитии между европейской и восточной зонами России, необходим комплексный подход, предусматривающий сбалансированное развитие промышленности, науки, социальной инфраструктуры. В период жесткой централизации управления экономикой на территории страны строительство производственных объектов практиковалось без соответствующей социальной (а часто и производственной) инфраструктуры, и не только в восточных регионах.
Востребованность рынком высокотехнологичной продукции обусловлена следующими обстоятельствами:
o постоянно возрастает значение наукоемких технологий в решении государственных оборонных, народнохозяйственных и научных задач;
o все большую роль в обеспечении потребностей государства и общества играет гражданское, коммерческое использование технологий двойного применения;
o имеются реальные возможности использования научно-технического и технологического потенциала наукоемких отраслей промышленности для технического перевооружения и модернизации производственной базы других отраслей промышленности и др.
Главной проблемой наукоемких отраслей промышленности в сложившейся в стране экономической ситуации является поиск и эффективное размещение ресурсов, главным образом - инвестиций в их широком понимании (финансовые средства, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта).
Масштаб и состояние современных российских технологий и промышленности таковы, что бюджетное финансирование не в состоянии решить эту главную экономическую проблему. Предприятия для обеспечения собственного выживания и эффективного функционирования заинтересованы в многоканальности источников инвестиционного обеспечения.
Ресурсное обеспечение наукоемких отраслей может осуществляться за счет привлечения как бюджетных, так и внебюджетных средств, включая:
o выделение бюджетных средств государственным заказчикам наукоемкой продукции с полным правом распоряжения выделяемыми средствами в пределах соответствующих статей бюджета;
o привлечение и использование органами государственного управления централизованных внебюджетных фондов, образуемых за счет поступлений от предприятий при учете централизованных отчислений в себестоимости соответствующей продукции, других внебюджетных источников;
o привлечение собственных средств предприятия, полученных в том числе за счет амортизационных отчислений и льготного налогообложения или освобождения от налога при целевом их использовании на техническое развитие, создание новых рабочих мест и т.п.;
o привлечение финансовых средств иностранных заказчиков продукции предприятий;
o привлечение коммерческих (в том числе зарубежных) инвестиций и кредитов, в том числе и на основе государственных гарантий инвесторам;
o привлечение средств российских индивидуальных предпринимателей;
o привлечение иных, установленных законодательством РФ, заемных средств.
Все, кроме первого, источники доходов являются коммерческими и дополнительными к объемам финансирования государственного заказа.
Читайте также:
Климат
Сокулукский район лежит в умеренном климатическом поясе. Климат континентальный, сухой, сезоны года выражены резко. Чуйская долина самый теплый район Северного Тянь-Шаня, что создает благоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Средняя температура воздуха +8,50 +9,80С. Средня ...
Система социального обеспечения
Бюджет Канады распределяется так, что максимальную пользу от этих денег получают сами жители. Расходы на содержание аппарата и другие нужды государства здесь, в пересчете на душу населения. в несколько раз меньше, чем например в России. Канада содержит небольшую армию, не тратит деньги налогоплател ...
Отрасли рыночной специализации Центрального федерального округа
Состав района: Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва. Площадь -- 483 тыс. кв. км, население -- 29,4 млн. человек. Отрасли хозяйственной специализации: машиностроение, химическая ...