Самая старая опора – транспортно-транзитная, она связана с фронтирным положением области. Еще первое государство на Нижней Волге – Хазарский каганат (середина VII в.) – активно использовало выгоды своего географического положения на удобных путях из Европы в Среднюю и Южную Азию. Впоследствии здесь расцветали Золотая Орда и Астраханское ханство. Само завоевание Астрахани в XVI в. диктовалось геополитической обстановкой – борьбой России с Крымом и Турцией и стремлением контролировать удобные пути на юг. В советские годы транзитная функция резко ослабела, но современная региональная власть озабочена развитием транспортного коридора «Север – Юг». Строится новый порт Оля в 50 км южнее Астрахани: с 2002 г. началось регулярное грузовое паромное сообщение с Ираном (правда, преимущества прямых связей через Каспий перекрываются потерями от транспортировки международных грузов по разбитым автодорогам области). Компания «ЛУКойл» строит в поселке Ильинка собственный нефтепорт, который позволит переваливать около 3,5 млн. т нефтепродуктов ежегодно. Но по вкладу в экономику области транспортная функция пока остается второстепенной.
Погранично-транзитное положение имеет и негативные социальные последствия, связанные с неконтролируемым наплывом мигрантов с юга и юго-востока. Государственная граница с Казахстаном остается полупрозрачной, охраняется, по словам пограничников, «оперативным путем», т.е. они следят за наиболее опасными ее участками. Многие погранзаставы находятся в ближайших селах за 30–40 км от границы, куда добираются на старой полуразвалившейся технике. Активно используется астраханский путь и для ввоза наркотиков. Наиболее распространены достаточно дешевые и наиболее доступные наркотики невысокой степени очистки – опий-сырец и гашиш. Однако с 1997 г. отмечается внедрение среднеазиатского героина. Транспортировка наркотических средств производится в основном с использованием автотранспорта, но все чаще для незаконного ввоза нарковеществ используется паромная переправа через Каспийское море (Туркменбаши – Астрахань).
Внутриобластные различия показывают, что в легальной экономике заметны только столица и газодобывающий Красноярский район. Хотя Астрахань по объему промышленного производства уступает Красноярскому району, зато по объему инвестиций ей нет конкурентов (табл. 7). Все остальные муниципалитеты играют незначительную роль в производстве и почти не привлекают инвестиций.
Таблица 6. Производство промышленной продукции (по полному кругу предприятий) и объем инвестиций в основной капитал в 2002 г.
|
Города и районы |
Промышленное производство |
Объем инвестиций | |||
|
млн. руб. |
темпы роста, в% к 2001 г. |
удельный вес в области, % |
млн. руб. |
удельный вес в области, % | |
|
г. Астрахань |
7004 |
107 |
28,9 |
10015 |
78,3 |
|
г. Знаменск |
32 |
108 |
0,1 |
195 |
1,5 |
|
Ахтубинский |
873 |
117 |
3,6 |
83 |
0,7 |
|
Володарский |
357 |
118 |
1,5 |
12 |
0,1 |
|
Енотаевский |
27 |
87 |
0,1 |
25 |
0,2 |
|
Икрянинский |
726 |
125 |
3,0 |
67 |
0,5 |
|
Камызякский |
248 |
100 |
1,0 |
65 |
0,5 |
|
Красноярский |
14519 |
104 |
59,9 |
2121 |
16,6 |
|
Лиманский |
70 |
126 |
0,3 |
16 |
0,1 |
|
Наримановский |
159 |
125 |
0,6 |
45 |
0,4 |
|
Приволжский |
83 |
78 |
0,3 |
67 |
0,5 |
|
Харабалинский |
136 |
60 |
0,6 |
20 |
0,2 |
|
Черноярский |
12 |
108 |
0,1 |
4 |
0,0 |
|
Итого |
24 245 |
104 |
100 |
12 791 |
100 |
Читайте также:
Латвия
Площадь - 65 тыс. кв. км, население - 2,7 млн. человек. Большая часть территории моренная равнина. Климат - от морского до континентального. Много осадков. Леса занимают 1/3 территории. Бедна полезными ископаемыми (стройматериалы). Реки обладают запасами гидроэнергоресурсов. Построен каскад небольш ...
Российская Федерация
Площадь республики 17 039 тыс. кв. км. Это самое крупное по площади государство мира. Земли России протянулись с запада на восток на 9 тыс. км., с севера на юг - на 4 тыс. км. Российская Федерация находится в 10 часовых поясах. Оценивая экономико-географическое положение Российской Федерации, необх ...
Внешнеэкономические отношения
Индия пока еще слабо вовлечена в МГРТ, хотя внешняя торговля имеет немалое значение для ее экономики. Основные статьи экспорта - продукция легкой промышленности, ювелирные изделия, сельскохозяйственные товары, медикаменты, топливные ресурсы; растет доля машин и оборудования. Крупнейшие торговые пар ...