Рыночная инфраструктура

Страница 2

Все три группы отраслей производства взаимосвязаны в хозяйственных комплексах экономических районов, и их соотношение изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил. Каждому уровню развития присущи свои оптимальные пропорции между этими тремя группами отраслей. Появление диспропорций между ними ведет к потерям, замедлению темпов развития хозяйства, недостаточному использованию трудовых ресурсов в экономических районах.

В ходе развития производительных сил усиливаются межрайонные экономические связи. Разделение труда приводит к росту экономического потенциала отдельных экономических районов. Например, если в 1965 г. Западно-Сибирский экономический район производил 6,5% промышленной продукции России, то в 2000 г. -14,7%.

Следует отметить, что существуют большие различия в развитии производительных сил Западной (Европейской) и Восточной (Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) экономических зон. Западная зона сосредоточивает 80% обрабатывающей промышленности, а Восточная зона - 63% добывающей промышленности. В Западной зоне находятся крупнейшие научно-технические центры.

Отсюда следует, что в европейской части России имеются благоприятные условия для расширения промышленного производства на действующих предприятиях путем их технического перевооружения и увеличения их производственных мощностей. Выпуск продукции может быть увеличен при минимальных капитальных вложениях. Существующая специализация экономических районов Европейской зоны не претерпит значительных изменений. Роль этой зоны должна повышаться за счет преимущественного развития машиностроения, атомной энергетики и других отраслей промышленности, которые определят технический прогресс во всем народном хозяйстве России.

Рост производства европейских районов должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья, материалов и воды. Не следует допускать размещения новых и расширения действующих энерго- и водоемких производств. Новые предприятия здесь нужно создавать лишь в целях осуществления прогрессивных структурных сдвигов и ликвидации существенных диспропорций. Это дает возможность стабилизировать напряженный топливно-энергетический баланс. В настоящее время из Восточной зоны в европейскую часть ежегодно поставляется почти 1 млрд. т условного топлива.

В настоящее время и в перспективе усиливается влияние Восточной зоны на экономическое и социальное развитие страны в результате использования угольных, нефтяных, газовых, лесных и других ресурсов, а также преимущественного развития энергоемких и водоемких производств обрабатывающей промышленности.

В Восточной зоне особое внимание необходимо обратить на размещение машиностроения. Межрайонные экономические связи машиностроительной промышленности Восточных районов вскрывают диспропорцию в ее размещении. Межрайонные экономические связи Сибири и Дальнего Востока имеют сбои особенности. Если для Европейской зоны присущ обмен грузами в основном внутри своей зоны, то для восточной районов, наоборот, характерен обмен главным образом с районами другой зоны. Так, например, в общем вывозе продукции машиностроения европейских районов поставки за пределы своей зоны составляют 18%, а ввоз из другой зоны - 25% суммарного ввоза.

В Восточной зоне вследствие узкой специализации машиностроительных предприятий, имеющих общероссийское значение, а также значительного несоответствия номенклатуры выпускаемых машин и оборудования профилю хозяйства зоны только 25% машиностроительной продукции потребляется внутри Восточной зоны, а 75% вывозится за ее пределы, в том числе 72% в Европейскую зону (3 % в Казахстан и Среднюю Азию). С другой стороны, из-за узости специализации производства, неравномерности в развитии отдельных отраслей, недостаточной его комплексности непрерывно растет поток машин и оборудования на восток из западных районов страны, за счет которых ежегодно покрывается 73% их суммарной потребности. Незначительное оседание машиностроительной продукции для удовлетворения местных потребностей означает, что эта отрасль слабо участвует в повышении уровня комплексности своего хозяйства.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Хозяйство
Темпы роста японской экономики были одними из самых высоких во второй половине XX века. В стране в значительной степени осуществлена качественная перестройка экономики. Япония находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, но самый растущей сф ...

Речной транспорт
Район богат внутренними судоходными водными путями. Основными судоходными реками являются: Нева, Волхов, Свирь. Судоходные озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское. В 1997г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 11,6 млн. т грузов. ...

Растительный мир Венесуэлы
Для жаркого пояса, в котором лежит большая часть страны, характерно чрезвычайное разнообразие растительности. Дикорастущая флора насчитывает здесь 7 тыс. видов. В лесах, занимающих 40% территории Венесуэлы, свыше 600 древесных пород — втрое больше, чем во всей Европе. "Нигде великолепные тропи ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru