Влияние природных, экономических, политических и экологических факторов в размещении производительных сил

География » Влияние природных, политических, экономических и экологических факторов на размещение производительных сил » Влияние природных, экономических, политических и экологических факторов в размещении производительных сил

Страница 3

Производственный аппарат оказывает огромное влияние на размещение производительных сил, прежде всего благодаря экономической эффективности реконструкции и расширения действующих предприятий. В понятие «производственный аппарат» включается не только основное производство, но и базы строительной индустрии, специализированные ремонтные предприятия, складское хозяйство и тд. Воздействие существующих строительных баз на принятие решение о размещении промышленных предприятий иногда

является определяющим. Зачастую оно оказывается весьма важным и при проведении межрайонных сопоставлении.

Инфраструктура (здания, сооружения, жилой фонд, внутригород­ской транспорт, дороги, мосты, инженерные сети, ТЭЦ и др., обеспечивает функционирование основного про­изводства на данной территории, но не входит в состав промышлен­ных предприятий.

Территориальные различия в инфраструктуре отчетливо проявляют­ся на внутрирайонном уровне, но очень незначительно на межрайонном.

Высокая территориальная концентрация ряда экономических фак­торов размещения и определенная их комбинация создают агломера­ционный эффект, который и современных условиях играет решающую роль при размещении отраслей обрабатывающей промышленности.

Это связано с тем обстоятельством, что экономические факторы размещения носят в большинстве межотраслевой характер, отличают­ся малой пространственной подвижностью и исключительно высокой стоимостью и длительными сроками их создания. Межотраслевой ха­рактер части производственного аппарата и почти всей инфраструкту­ры обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих факторов на единицу производственной и непроизводственной видов деятельности в случае их высокой пространственной концентрации.

Не менее важны для возникновения агломерационного эффекта взаимный обмен квалифицированными кадрами, а также большая воз­можность поступления их из различных учебных заведений, использо­вание научно-технических достижений, культурного наследия.

В условиях территориальной концентрации различных промыш­ленных предприятий происходит сокращение транспортных затрат на поставку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Иная ситуация складывается, когда концентрация промышленности осуществляется на базе добычи и использования природных ресурсов.

В этом случае возникает технологическая и экономическая необ­ходимость пространственной концентрации различных технологичес­ких стадий производства, которая приводит к созданию промышлен­ных комплексов. К таким комплексам можно отнести нефтехимичес­кие, электрохимические, черной и цветной металлургии, лесоперерабатывающие и др.

Следовательно, агломерационный эффект и технологическое комбинирование относятся к экономическим факторам размещения, более того, являются основной формой их влияния на размещение промышленности.

Пространство или взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль в качестве фактора размещения. Пространство преодолевается с помощью транс­порта и воздействует на размещение производительных сил через со­ответствующий уровень транспортных издержек.

Экономические районы по уровню территориальных затрат на топливо делятся на три группы. В первую группу входят Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы. Ко второй группе относятся районы со среднем уровнем затрат: Поволжский, Уральский, Дальневосточ­ный, Северный и Северо-Кавказский. К третьей группе, где самые высокие издержки по топливу, следует отнести Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально- Чернозёмные районы и Калининградскую область. Если принять затраты на топливо в первой группе за единицу, то во второй они составляют 2-2,5, а в третьей – 3-5.

Однако существует значительная группа минерально-сырьевых ресурсов повсеместного распространения, например многие виды ресурсов для произ­водства строительных материалов. Даже в тех случаях, когда затраты на их добычу имеют некоторую порайонную дифферентацию, она оказывается значительно меньшей, чем величина межрайонных транспортных издержек на их перевозку.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Животноводство
На долю животноводства, главной отраслью которого является разведение крупного рогатого скота, приходится 55 % стоимости продукции сельского хозяйства. Основным животноводческим районом страны издавна считается Льянос, где пасется до 5 млн. голов крупного рогатого скота и 200—300 тыс. лошадей. Глав ...

Роль международных организаций
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного между ...

Баирики. Кирибати
Город Баирики, расположенный на атолле Тарава в центральной части Тихого океана, является столицей государства Кирибати. Население города составляет около 29000 жителей. Атолл Тарава представляет собой цепь коралловых островков, общая территория которых составляет 23 км2. Крупнейшими являются остро ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru