система ценностей, формируемых в школьном географическом образовании, - географическая оболочка, природа, человек, наука, знания; способы деятельности
по освоению географической культуры; творческая деятельность школьника
как составляющая географической культуры.
Исходя из культурологической методологии, предлагается модернизировать школьный курс географии, в котором системообразующей целью является формирование личности, умеющей строить личностные ценностные отношения к окружающей природной среде, развивать творческие способности, решать научные и жизненные проблемы. В результате изучения курса ученик должен развить географическое и экологическое творческое мышление, научиться соотносить свою созидающую деятельность с законами природы, социально-экономическими и техногенными процессами, сохранять, преумножать и развивать природу для будущих поколений людей и цивилизации.
С позиции культурологического подхода функции географического образования могут быть переориентированы:
- с передачи знаний на трансляцию культуры, экопринципов гуманизма, экологии и т.д.;
- с развития «знаниевой» культуры на развитие личности (как цели и результата географического образования) - ее индивидуальности, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, ее самоактуализации, самореализации, саморазвития.
Географическое образование должно работать на развитие ценностей, творческих способностей и умений, позволяющих выпускнику формировать географическую компетентность. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности и географической культуры выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов, объектов и явлений;
- умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Ученик и учитель на высоком уровне внутренне детерминированной активности и сознательности не только осуществляют освоение знаний географии, но и становятся объектами географической культуры. На основе культуросообразного подхода мы предлагаем реконструировать географическое образование с целью: повышения его культуроемкости, личностно-смыслового приобщения школьников к географии (Специфика географии — ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство - окружающая среда»); развития географического мышления и гуманистических позиций школьника; формирования культурных, ценностных смыслов природы и природосберегающей деятельности.
Такой подход позволяет разработать содержание географического образования в единстве следующих составляющих: географической картины мира; ценностного и деятельностного компонентов; личностно-творческой основы географической культуры.
Попытаемся кратко охарактеризовать концепцию трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности. Прежде всего, определим его конечную цель - формирование географической культуры личности выпускника. Такая цель требует модернизации содержания, технологии формирования географической культуры и определения его развивающего потенциала. Географическую культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. При объяснении понятия «географическая культура» необходимо взять за основу подразделение общегеографических знаний и умений на две большие группы:
Читайте также:
Органический мир
В фауне Байкала представлены почти все типы животных, обитающих в пресных водоемах. В мире нет другого озера, биологическое разнообразие которого было бы столь велико и уникально. Из 2635 известных видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти 2/3 эндемич ...
Территориальные изменения после Второй мировой войны
Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены ведущими державами антигитлеровской коалиции. На конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме были согласованы главные вопросы; о территориальных изменениях, о наказании военных преступников, о создании специальной международной ор ...
Повышение устойчивости социальных процессов в городском сообществе
Темиртау город высокой культуры и замечательных, профессиональных и самодеятельных коллективов, известных далеко за пределами республики. [1] На сегодняшний день в городе стабильно работают 13 учреждений культуры: Темиртауский Дворец культуры, Культурно-досуговый центр «Актау», Дом культуры глухих, ...