система ценностей, формируемых в школьном географическом образовании, - географическая оболочка, природа, человек, наука, знания; способы деятельности
по освоению географической культуры; творческая деятельность школьника
как составляющая географической культуры.
Исходя из культурологической методологии, предлагается модернизировать школьный курс географии, в котором системообразующей целью является формирование личности, умеющей строить личностные ценностные отношения к окружающей природной среде, развивать творческие способности, решать научные и жизненные проблемы. В результате изучения курса ученик должен развить географическое и экологическое творческое мышление, научиться соотносить свою созидающую деятельность с законами природы, социально-экономическими и техногенными процессами, сохранять, преумножать и развивать природу для будущих поколений людей и цивилизации.
С позиции культурологического подхода функции географического образования могут быть переориентированы:
- с передачи знаний на трансляцию культуры, экопринципов гуманизма, экологии и т.д.;
- с развития «знаниевой» культуры на развитие личности (как цели и результата географического образования) - ее индивидуальности, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, ее самоактуализации, самореализации, саморазвития.
Географическое образование должно работать на развитие ценностей, творческих способностей и умений, позволяющих выпускнику формировать географическую компетентность. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности и географической культуры выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов, объектов и явлений;
- умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Ученик и учитель на высоком уровне внутренне детерминированной активности и сознательности не только осуществляют освоение знаний географии, но и становятся объектами географической культуры. На основе культуросообразного подхода мы предлагаем реконструировать географическое образование с целью: повышения его культуроемкости, личностно-смыслового приобщения школьников к географии (Специфика географии — ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство - окружающая среда»); развития географического мышления и гуманистических позиций школьника; формирования культурных, ценностных смыслов природы и природосберегающей деятельности.
Такой подход позволяет разработать содержание географического образования в единстве следующих составляющих: географической картины мира; ценностного и деятельностного компонентов; личностно-творческой основы географической культуры.
Попытаемся кратко охарактеризовать концепцию трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности. Прежде всего, определим его конечную цель - формирование географической культуры личности выпускника. Такая цель требует модернизации содержания, технологии формирования географической культуры и определения его развивающего потенциала. Географическую культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. При объяснении понятия «географическая культура» необходимо взять за основу подразделение общегеографических знаний и умений на две большие группы:
Читайте также:
Экономико-географическая характеристика новых независимых государств
После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых вошли в состав СНГ. Прежде чем охарактеризовать экономику стран СНГ, отметим особенности их развития после получения политической независимости. Введено президентство. Прошли выборы законодательных органов на ...
Как возникает землетрясение?
Что происходит на поверхности земли при землетрясении, мы видим и знаем, ощущаем, но что таят в себе глубины земной коры? Кора состоит из литосферы и астеносферы. Внешняя оболочка земли, литосфера, разбита на несколько крупных плит. Толщина этих плит около 70 км под океанами и около 150 км на конти ...
Комплекс химической индустрии
Химический комплекс принадлежит к наиболее сложным межотраслевым образованиям. Это обусловлено как разнообразностью используемого предприятиями сырья, так и особенностями технологических процессов, чрезвычайно широким диапазоном использования в народном хозяйстве, АПК и в быту его готовой продукции ...