Географическая культура

География » Географическая культура

Страница 5

- знания и умения, в формировании которых география участвует наряду с другими школьными предметами;

- знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее «персональный» вклад в общую культуру подрастающего поколения.

Рассмотрим сначала первую группу, которая включает три главные составные части.

Во-первых, это географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения школьников. География в школе всегда была и продолжает оставаться важной мировоззренческой дисциплиной. К ведущим идеям школьных курсов географии относят:

I. Идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и ее частях:

- географическая оболочка – качественно своеобразная материальная целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер; в ней все находится в движении, изменении, развитии; взаимодействие компонентов географической оболочки проявляется в обмене веществ и энергии;

- географическая оболочка неоднородна в своей структуре: каждая ее часть (зональные и азональные природные компоненты) имеет свои индивидуальные особенности и вместе с тем ей свойственны общие закономерности развития;

- географическая оболочка – саморазвивающаяся система, усложняющаяся в вещественном составе и процессах; ей свойственно изменение во времени и пространстве вследствие противоречивых воздействий внутриземных и внешних источников энергии.

II. Идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности:

- все элементы, составляющие хозяйство, все процессы, протекающие в нем, взаимосвязаны между собой;

- хозяйство – это система, находящаяся в постоянном развитии и характеризующаяся отмиранием старого и проявлением нового.

III. Идеи, охватывающие проблему «природа и общество»:

- человек как часть природы;

- природные условия Земли разнообразны, неодинаково их влияние на хозяйство разных ее территорий;

- роль природы, степень ее влияния на развитие и размещение хозяйства исторически меняются;

- человек как фактор, воздействующий на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и ее изменяющий.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Читайте также:

Применение информационных технологий
Обеспечение информационной основы для реализации функций управления органами местного самоуправления, т.е. информационная поддержка процесса подготовки и принятия управленческих решений и контроля достижения ожидаемых результатов. Создание условий для деловой и общественной активности юридических и ...

Политические организации
В стране сложилась многопартийная система (зарегистрировано ок. 20 политических партий). Наиболее влиятельные из них (представлены в парламенте): – «Африканский национальный конгресс Южной Африки», АНК (African National Congress of South Africa, ANC), президент – Мбеки Табо, зам. президента – Зума ...

Экологические проблемы территории
Последствия экологических проблем для общества могут быть условно разделены на две категории – прямые и косвенные. Прямые последствия выражаются, например, в потере биологических ресурсов (промысловых видов и их кормовых объектов) и могут быть представлены в денежном выражении. Так, могут быть подс ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru