- знания и умения, в формировании которых география участвует наряду с другими школьными предметами;
- знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее «персональный» вклад в общую культуру подрастающего поколения.
Рассмотрим сначала первую группу, которая включает три главные составные части.
Во-первых, это географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения школьников. География в школе всегда была и продолжает оставаться важной мировоззренческой дисциплиной. К ведущим идеям школьных курсов географии относят:
I. Идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и ее частях:
- географическая оболочка – качественно своеобразная материальная целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер; в ней все находится в движении, изменении, развитии; взаимодействие компонентов географической оболочки проявляется в обмене веществ и энергии;
- географическая оболочка неоднородна в своей структуре: каждая ее часть (зональные и азональные природные компоненты) имеет свои индивидуальные особенности и вместе с тем ей свойственны общие закономерности развития;
- географическая оболочка – саморазвивающаяся система, усложняющаяся в вещественном составе и процессах; ей свойственно изменение во времени и пространстве вследствие противоречивых воздействий внутриземных и внешних источников энергии.
II. Идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности:
- все элементы, составляющие хозяйство, все процессы, протекающие в нем, взаимосвязаны между собой;
- хозяйство – это система, находящаяся в постоянном развитии и характеризующаяся отмиранием старого и проявлением нового.
III. Идеи, охватывающие проблему «природа и общество»:
- человек как часть природы;
- природные условия Земли разнообразны, неодинаково их влияние на хозяйство разных ее территорий;
- роль природы, степень ее влияния на развитие и размещение хозяйства исторически меняются;
- человек как фактор, воздействующий на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и ее изменяющий.
Читайте также:
Территориальная структура хозяйства
Для территориальной структуры хозяйства характерно сочетание двух совершенно различных частей. Тихоокеанский пояс является социально-экономическим ядром страны ("лицевая часть"). Здесь находятся главные промышленные районы, порты, транспортные магистрали и развито сельское хозяйство. Пери ...
Животноводство
На долю животноводства, главной отраслью которого является разведение крупного рогатого скота, приходится 55 % стоимости продукции сельского хозяйства. Основным животноводческим районом страны издавна считается Льянос, где пасется до 5 млн. голов крупного рогатого скота и 200—300 тыс. лошадей. Глав ...
Хозяйство
Темпы роста японской экономики были одними из самых высоких во второй половине XX века. В стране в значительной степени осуществлена качественная перестройка экономики. Япония находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, но самый растущей сф ...