Знать историю своего родного края не только интересно, но и весьма полезно. Поэт по этому поводу выразился лаконично:
История нас делает мудрее
И мы за это благодарны ей.
Она твердит – нет ничего важнее
Правдивых фактов предыдущих дней.
По истории нашего района, особенно, времен 19 века, в архивах сохранилось немного документов. Но даже скупые сведения красноречиво повествуют о жизни, деятельности, обычаях и традициях предков, живших 100 – 145 лет назад.
Читатель, видимо, обратил внимание на цифру 145. Она появилась в нашем повествовании не случайно. Именно 145 лет назад, в 1863 году в Чуйскую долину вошла сотня казаков во главе с капитаном Венюковым. Казаки без труда захватили кокандскую крепость Ак – суу и установили рядом с этим местом казачий пикет. Затем сотня разделилась. Часть казаков направилась на запад, в строну Мерке, а другая часть на восток в сторону Пишпека.
Главной задачей казачьих пикетов была доставка военной почты из центра Туркестанского края – Ташкента в город Верный (Алма - Ата), который являлся центром Семиреченской области. Оптимальный дневной пробег верховой лошади составляет примерно 20 км. Так появились казачьи пикеты в Сокулуке , Кара – Балте, Чалдоваре, а также в Ивановке, Канте, Быстроновке и Токмаке.
На каждом пикете дежурили трое казаков, у которых имелось шесть лошадей. Казак, получив пакет скакал на свежем коне от одного пикета к другому, передавал почту. Оставлял своего коня и на свежей лошади возвращался в свой пикет.
С выбором названия казачьего пикета не мудрили. Их поименовали по местности или реке. Так появились Аксуйский, Карабалтинский, Сокулукский, Чалдоварский и другие казачьи пикеты в Чуйской долине.
С образованием селений и строительством церквей, пикеты были переименованы в села. Аксуйский пикет, например, через 16 лет, в 1878 году, стал называться село Беловодское. Сокулукский пикет, примерно того же времени именуется селением Троицкое, по названия православного храма Пресвятой Троицы. Карабалтийский пикет превратился в село Кара – Балта.
В советское время новое власть прибавила к названиям некоторых сел слово "Ново". Так Троицкое стало Ново – Троицким, Павловская стала Ново – Павловской, Николаевское стало Ново - Николаевским и т.д.
Вблизи казачьих пикетов в скором времени начали селиться переселенцы из России и Сибири, в начале не организованные, самовольные, наслышанные о новых богатых и плодородных землях. Организованное переселение крестьян из Воронежской области в 1867 году начал военный губернатор Семиреченской области и одновременно Наказной атаман особого Семиреченского казачьего войска Герасим Колпаковский, сам выходец из воронежских крестьян, дослужившийся от солдата до генерала.
Воронежские крестьяне не были стихийными переселенцами, о них имеются достоверные сведения. Мы знаем не только их фамилии, но и названия уездов и волостей Воронежской области, из которых они прибыли в Чуйскую долину и, в частности в Сокулукский район. Но об этом позже. А сейчас давайте посмотрим, что из себя представлял Сокулукский район во второй половине 19 – и начале 20 века.
Территория района в его нынешних границах в 19 веке входил в Семиреченскую область, Пишпекского уезда. Пишпекский уезд в свою очередь, делился на три участка:
v Пишпекский – центральный
v Беловодский – западный
Читайте также:
Мелководные каналы
Большинство судоходных каналов мира составляют каналы, по которым могут проходить лишь суда с малой осадкой. Мелководными каналами обычно соединяются реки и озера, а их сеть образует систему водных путей внутри региона. Особенно важна транспортировка по этим путям для стран Европы - России, Польши, ...
Экономико-географическая характеристика новых независимых государств
После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых вошли в состав СНГ. Прежде чем охарактеризовать экономику стран СНГ, отметим особенности их развития после получения политической независимости. Введено президентство. Прошли выборы законодательных органов на ...
Внешнеторговые перевозки
Приморско - приграничное положение Северо-Западного экономического района обусловливает широкие транспортно-экономические связи России с государствами дальнего зарубежья и Балтии через морские торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк) и сухопутные пересадочные пункты на границ ...