Здравоохранение является наиболее перспективной сферой для опережающего продвижения организационно-управленческих, экономических и социально-культурных позитивных нововведений. Состояние здравоохранения характеризуется в данный момент более глубокой, относительно других отраслей, интеграцией между отраслевой наукой, подготовкой кадров и производственным процессом, что является фундаментом инновационного развития отрасли. Здравоохранение, наряду с образованием, управлением и наукой имеет реальные, а не иллюзорные, перспективы опережающего выхода к новейшему технологическому укладу, основанному на технологиях воспроизводства и развития человеческого капитала. Среди научно-технических новшеств, имеющихся в резерве различных отраслей экономики области, инновации в сфере медицинских технологий могут стать важнейшим фактором межотраслевого развития. Продвижение инноваций в сфере здравоохранения должно находить приоритетную государственную поддержку.
Вместе с тем, за годы реформ произошла глубокая дезинтеграция условий развития здравоохранения как социально-экономической системы. Отсутствие стратегии реформирования здравоохранения на фоне существенного уменьшения объемов финансирования привело к снижению эффективности государственного регулирования отрасли и развитию неконтролируемого оборота государственных и муниципальных ресурсов с целью их конвертации в частные финансовые активы. Одновременно снизилась реальная доступность медицинской помощи населению и увеличилась правовая неопределенность в отношении объема и качества бесплатных медицинских услуг.
Основной нерешенной проблемой является необходимость выполнения нерыночных социальных задач государственного здравоохранения в рыночных условиях формирования затрат на медицинскую помощь. Сложилась парадоксальная ситуация, когда стоимость всех материальных ресурсов отрасли – недвижимости, оборудования, медикаментов и расходных материалов, формируется и учитывается на рыночной основе, а цена главного ресурса – профессионального потенциала работника здравоохранения – определяется состоянием бюджета и внебюджетных фондов. Вследствие этого существенная часть экономических обязательств государства по отношению к здравоохранению перекладывается на медицинских работников и учреждения здравоохранения, не предназначенных решать коммерческие задачи. Это приводит к неконтролируемой коммерциализации отрасли, замещению гарантированной бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами, а также к нонсенсу “принудительной благотворительности”. Поскольку сектор платных медицинских услуг в существующей ситуации не призван привести оплату труда медицинских работников к социально-приемлемому уровню, легальные платные услуги вытесняются теневыми. В итоге отрасль чрезвычайной социальной значимости частично вышла из сферы регулируемых законом правовых социальных и экономических отношений.
Основной задачей стратегии реформирования здравоохранения является интеграция экономики отрасли в сферу цивилизованных правовых отношений, что позволит сбалансировать интересы государства, общества, профессионального медицинского сообщества и конкретных граждан. На этой основе станет возможным повысить реальную доступность и качество бесплатной медицинской помощи, повысить разнообразие рыночного предложения медицинских услуг и обеспечить развитие отрасли в качестве локомотива инновационных процессов.
Это потребует решить следующие задачи:
внедрить в систему управления здравоохранением управление качеством (TQM), стратегическое планирование, программные методы, анализ и реинжиниринг рабочих процессов;
внедрить методы проектного финансирования – перейти от исполнения сметных затрат (в том числе на основе подушевого принципа финансирования) к решению проблем и достижению планируемых результатов, выражающихся в показателях здоровья населения на единицу затрат;
технологизировать производственные процессы, оптимизировать структуру и стандартизировать объем и качество гарантированных государством услуг в здравоохранении с учетом соответствия структуры услуг, стандартов объема и качества реально располагаемым ресурсам;
Читайте также:
Рекреационные ресурсы
Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами: выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского залива и Старорусски ...
Туризм
Является одной из важных отраслей экономики ЮАР. Иностранных туристов привлекают курорты океанского побережья с прекрасными пляжами, красота природных ландшафтов, богатство и самобытность культуры местных народов, а также возможность приобрести новинки южноафриканских художников в сфере моды и диза ...
Политико-географическое положение
Большое значение в настоящее время, когда управление хозяйством переносится на места, имеет разработка концепции регионального развития России, территориальной организации хозяйства. Она должна быть масштабной. В ней необходимо сформулировать общегосударственную региональную экономическую политику, ...