Экономико-географическая характеристика экономических районов России

География » Общая экономико-географическая характеристика России » Экономико-географическая характеристика экономических районов России

Страница 7

Вспомогательной отраслью хозяйства района является машиностроение (Петрозаводск, Архангельск, Вологда, Мурманск).

Агропромышленный комплекс. Малоземельская (между Тиманским кряжем и Печорской губой) и Большеземельская (восточнее устья Печоры) тундра — это лучшие пастбища северных оленей. Развиты охота и рыболовство.

Животноводство и ныне преобладает над растениеводством (для развития которого на большей части территории условия неблагоприятны; преобладает выращивание кормовых и зернофуражных культур). На юге района выращивают лен (Вологодская область). Пойменные заливные луга (вдоль рек) издавна служат, в той же южной части района, базой для развития молочного животноводства. Развита маслодельная промышлен­ность.

Значительное место в экономике Северного района занимает рыбная промышленность (рыбоконсервный комбинат в Мурманске).

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность района является одной из отраслей его специализации. С топливной промышленностью связано производство электроэнергии.

В Архангельской и Вологодской областях и Республике Коми все электростанции работают на углях Печорского бассейна (Воркута) и газе Вуктыльского месторождения. Крупнейшей является Печорская ГРЭС.

В Карелии и Мурманской области производство электроэнергии в большей степени сосредоточено на ГЭС, построенных на ряде порожистых небольших рек. Эти гидростанции в значительной степени обеспечивают развитие энергоемких производств в этой части района.

Развитие цветной металлургии и других производств явилось причиной ввода в действие Кольской АЭС (Мурманская обл.). Используются и естественные ресурсы для производства электроэнергии построена Кислогубская приливная электростанция.

Транспорт. В условиях слабой транспортной освоенности территории большую роль играют реки. По рекам сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров.

Железные дороги проложены в меридиональном направлении от центральных районов европейской части России к Мурманску, Архангельску и на северо-восток, к Воркуте.

Крупный транспортный узел — Череповец. Порты: Мурманск, Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар. Мурманск (самый большой из заполярных городов мира — 400 тыс. жителей) — важнейший незамерзающий порт России на Севере.

Центрально-Черноземный район

Состав.

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Экономико-географическое положение.

Район имеет небольшую территорию (107 тыс. км2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским экономическими районами РФ и Украиной. Железнодорожные и автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, так и в меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП.

Наличие крупных месторождений полезных ископаемых (железной руды, цементного сырья) и благоприятные почвенно-климатические условия, а также значительный резерв рабочей силы способствуют развитию различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Природные условия и ресурсы.

Климат — умеренно-континентальный, более мягкий, чем в Центральном экономическом районе. Природные зоны — лесостепь и степь. Рельеф — равнинный. Здесь сосредоточены значительные массивы черноземных почв. Но большая часть территории района испытывает недостаток водных ресурсов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Читайте также:

География лесов России
Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км², Почти четверть всех лесов планеты! Для сравнения – площадь лесов в США составляет всего 2,6 млн. км². В разных частях страны леска произрастают в разных почвенно-климатических условиях. Естественно в разных условиях сформировались и ра ...

Подтаежные (смешанно-лесные) ландшафты
Подтаежные (смешанно-лесные) ландшафты распространены в северной и центральной частях страны и занимают около 70 % ее территории. Ландшафты этого подтипа отличаются большой сложностью внутренней структуры и значительной изменчивостью. Примерно половина подтаежных ландшафтов приходится на вторично-м ...

Необходимость изменения характера воспроизводства
Многие видные демографы, экономисты, социологи писали о необходимости сделать процесс воспроизводства более экономичным. Тот же Вишневский говорит о том, что качество функционирования демографической системы определяется прежде всего тем, какой ценой достигается тот или иной уровень воспроизводства ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru