Экономико-географическая характеристика экономических районов России

География » Общая экономико-географическая характеристика России » Экономико-географическая характеристика экономических районов России

Страница 9

Транспорт. Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи.

Волго-Вятский район

Состав.

Кировская и Нижегородская области. Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская.

Экономико-географическое положение.

Территория – 263 тыс. км2. Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Природные условия и ресурсы.

Климат — умеренно-континентальный. Весь районо расположен в лесной зоне.

Собственные ресурсы района не очень велики — торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы — также одно из богатств района. Река Волга — не только важная транспортная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.

Население.

Численность населения Волго-Вятского района — 8,4 млн. человек (1996 г.); средняя плотность населения — 32 человека на 1 км2. Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 человек на 1 км2 в Чувашии).

Национальный состав — неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты.

Население Чувашии (1996г.) — 1,36 млн. человек (среди них 26% русских), население Марий Эл — 766 тыс. человек (русских — 47%); Мордовии — 956 тыс. человек (доля русских - около 60%).

Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации — 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.

Хозяйство.

Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Несущая роль принадлежит транспортному машиностроению, а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при ясном недостатке сырьевых и энергетических.

По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.

Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 60% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск).

Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Читайте также:

Хозяйство
Ведущие отрасли промышленности Румынии - машиностроение (общее, транспортное, сельскохозяйственное, электротехническое), горнодобывающая, металлургия (традиционно большую роль играет выплавка стали, алюминия, цинка, свинца, меди), легкая, химическая и нефтехимическая. Главная промышленная зона Румы ...

Доходная политика столичного мегаполиса и социальные аспекты
По закону о московском бюджете на 2006 год 77% всех доходов принесли столичной казне всего два налога: на прибыль ($8,3 млрд) и на доходы физических лиц ($6,4 млрд.). В 2007 году их доля достигнет почти 90%. Для сравнения, в прошлогоднем бюджете Нью-Йорка доля налогов (на имущество, подоходного и с ...

Экономическая и социальная география
Экономическая и социальная география – это не только учебная, но и научная дисциплина. Формальной датой рождения этой науки является 1976 год, когда она была внесена в реестр Государственного комитета по науке и технике СССР (ГКНТ СССР) в качестве самостоятельной научной дисциплины. Именно с этого ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru