Транспорт. Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи.
Волго-Вятский район
Состав.
Кировская и Нижегородская области. Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская.
Экономико-географическое положение.
Территория – 263 тыс. км2. Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.
Природные условия и ресурсы.
Климат — умеренно-континентальный. Весь районо расположен в лесной зоне.
Собственные ресурсы района не очень велики — торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы — также одно из богатств района. Река Волга — не только важная транспортная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.
Население.
Численность населения Волго-Вятского района — 8,4 млн. человек (1996 г.); средняя плотность населения — 32 человека на 1 км2. Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 человек на 1 км2 в Чувашии).
Национальный состав — неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты.
Население Чувашии (1996г.) — 1,36 млн. человек (среди них 26% русских), население Марий Эл — 766 тыс. человек (русских — 47%); Мордовии — 956 тыс. человек (доля русских - около 60%).
Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации — 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.
Хозяйство.
Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Несущая роль принадлежит транспортному машиностроению, а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.
Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при ясном недостатке сырьевых и энергетических.
По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.
Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 60% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск).
Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.
Читайте также:
Хозяйство
Ведущие отрасли промышленности Румынии - машиностроение (общее, транспортное, сельскохозяйственное, электротехническое), горнодобывающая, металлургия (традиционно большую роль играет выплавка стали, алюминия, цинка, свинца, меди), легкая, химическая и нефтехимическая. Главная промышленная зона Румы ...
Доходная политика столичного мегаполиса и
социальные аспекты
По закону о московском бюджете на 2006 год 77% всех доходов принесли столичной казне всего два налога: на прибыль ($8,3 млрд) и на доходы физических лиц ($6,4 млрд.). В 2007 году их доля достигнет почти 90%. Для сравнения, в прошлогоднем бюджете Нью-Йорка доля налогов (на имущество, подоходного и с ...
Экономическая и социальная география
Экономическая и социальная география – это не только учебная, но и научная дисциплина. Формальной датой рождения этой науки является 1976 год, когда она была внесена в реестр Государственного комитета по науке и технике СССР (ГКНТ СССР) в качестве самостоятельной научной дисциплины. Именно с этого ...