* двухцветные карточки по количеству учащихся в классе.
В начале урока класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание - исходя из наличия природных ресурсов (минеральных, лесных, земельных, агроклиматических) дать наиболее полную картину экономики страны. Результатом работы с атласом, учебником, справочной литературой является групповой отчет, в котором должны быть отражены природные ресурсы страны и продукция (сельскохозяйственная, промышленная), а также возможные виды экспортной продукции.
Выбор стран Никарагуа и Аргентины мотивирован тем, что это страны, имеющие сходные природные условия и ресурсы. В общей части курса “Экономическая и социальная география мира” (в географии отраслей мирового хозяйства) они неоднократно упоминались, как страны - экспортеры различных видов продукции.
Примерная форма отчета группы об экономике страны (например, Никарагуа), составленная на основе анализа карт атласа, текста и картограмм учебника.
Аргентина: площадь - 2275 тыс. км2
население – 12,5 млн. человек
плотность - около 12 чел/км2
Климатические пояса: тропический, субтропический, умеренный.
Земельные ресурсы: наибольшие площади-пастбища, пашни, леса.
Полезные ископаемые (возможная запись - условными знаками, химическими символами): нефть, газ, полиметаллы, железные, вольфрамовые, урановые руды.
Сельское хозяйство: животноводство (крупнорогатый скот, овцеводство); зерновые культуры (кукуруза, пшеница; масличные; плантации риса, хлопчатника, сахарного тростника, табака и т.п.
Промышленность: черная, цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, электроэнергетика (АЭС, ТЭС, ГЭС), рыбная, пищевая легкая.
Экспорт: текстильное волокно, пшеница, кукуруза, продукция животноводства.
Отчет оценивается учителем географии по пятибалльной системе с учетом активности всех членов группы.
2-ой урок начинается с устного обсуждения отчетов. Учащиеся должны перечислить продукцию, которая является экспортной для рассматриваемых стран.
Вопрос учителя: “ Почему необходима международная торговля?” Отвечая на этот вопрос, учащиеся, по сути, самостоятельно дают определение абсолютного преимущества.
Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара, если она производит его дешевле, с меньшими затратами ресурсов.
Учащимся предлагается выделить те товары, в производстве которых страны обладают абсолютным преимуществом. Например, Никарагуа- кофе, бананы, Аргентина- шерсть, зерно.
Наличие абсолютного преимущества объясняет причины торговли между странами, хозяйства которых различаются по природно-климатическим условиям.
Вопрос учителя: “Может ли товарообмен между странами быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров?”.
Ответ на этот вопрос мы получаем, анализируя результаты игры “Остров”. (Необходимо отметить, что условия игры были адаптированы к материалу урока).
Поскольку игра только моделирует реальную ситуацию, то мы ограничимся двумя товарами.
Итак, производители Аргентины и Никарагуа производят два товара: зерно и шерсть. (Выбирая товары мы специально отошли от таких традиционных товаров, как кофе, бананы, т.к. ответ менее очевиден).
Читайте также:
Структура общества и образ жизни
До революции 1917 политическая власть была сосредоточена в руках нескольких правящих семей и родов, опиравшихся на поддержку военных. Мусульманское духовенство, помимо религиозной деятельности, выполняло определенные функции по воспитанию населения и решению правовых вопросов. Остальная часть общес ...
Почему возникают торнадо
На сегодня природные катаклизмы, такие как торнадо, смерчи и ураганы, приносят большие разрушения, человеческие жертвы и сотни миллионов долларов материального убытка. Специалисты-метеорологи считаю, что наиболее разрушительные ураганы, участившиеся за последние десятилетия, напрямую связаны с глоб ...
Классификация ландшафтов Беларуси
Ландшафт – это однородная по условиям развития природная система; основная категория территориального деления географической оболочки. В широком смысле ландшафт - синоним природного территориального комплекса любого ранга. Ландшафт состоит их морфологических частей (местностей, урочищ, фаций) и ком ...